3. В зависимости от срока наступления выплат по долговым обязательствам различают:
а) капитальный - вся сумма выпущенных, но непогашенных обязательств с учетом невыплаченных процентов.
б) текущий - понимается задолженность, срок оплаты которой уже наступил.
Управление государственным (муниципальным) долгом - совокупность финансово-долговых операций, осуществляемых исполнительными органами гос. (муниципальной) власти и уполномоченными специализированными финансовыми организациями в одностороннем порядке или по согласованию с кредиторами в целях изменения структуры и состава государственного (муниципального) долга. Осуществляется Правительством РФ.
Основные виды финансово-долговых операций.
1. Выпуск государственных (муниципальных) ценных бумаг- отчуждение государством (муниципальным образованием) государственных (муниципальных) ценных бумаг первым владельцам.
2. Конверсия - изменение доходности государственного займа путем уменьшения или увеличения процентной ставки,
уплачиваемой на основной долг. Выделяют несколько видов конверсий:
• факультативную (кредиторы могут отказаться или согласиться с новыми условиями);
• обязательную (кредиторы могут принять новые условия или получить обратно внесенную сумму);
• принудительную, которая предполагает одностороннее изменение условий займов.
3. Консолидация (пролонгация) – изм-ние срока действия ранее выпущ. займов в целях легальной отсрочки платежа.
4. Унификация - объединение обращаюшихся займов в один вновь выпускаемый. Особенностью данной операции является то, что она проводится, как правило, одновременно с изменением ставки процента (конверсии) и (или) срока обращения (консолидации).
5. Реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долговых обязательств.
Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
6. Реверс - изменение предмета долгового обязательства. При замене денежного обязательства обязательством предоставить определенное имущество (например, товары народного потребления) можно говорить о натурализации, а в обратной ситуации - о валютизации.
7. Рефинансирование - погашение существующего государственного долга за счет средств ранее выпущенного займа.
Существует прямое рефинансирование (замена на новые облигации при наступлении срока платежа) и предварительное рефинансирование (до наступления срока платежа).
9. Обслуживание (выплата доходов в виде процентов или в иной форме) и погашение долга (возврат основного долга) являются финансово-долговыми операциями, в результате которых изменяется размер, состав и структура государственного долга.
Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Безвозмездное выполнение Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Государственный (муниципальный) кредит и банковский кредит: сравнительная характеристика.
Государственный кредит наряду с государственным долгом является достаточно важным финансовым инструментом регулирования национальных и международных экономических отношений.
На внутреннем рынке государственный кредит (бюджетный кредит) служит для целей стимулирования экономических отношений путем перераспределения денежных средств в пользу развивающихся отраслей экономики, требующих дополнительного финансирования.
На международной арене государственный кредит предназначен для достижения международно-политических и международно-экономических целей.
В рамках действующего бюджетного законодательства выделяют две формы бюджетного кредита:
1) Государственный финансовый кредит - это форма бюджетного кредита, при которой РФ предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусм. соотв-щим соглашением между Правительством РФ и правительством иностр. гос-ва.
2) Государственный экспортный кредит - форма бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осущ-ся оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусм. соотв. соглашением между Правительством РФ и правительством ин.гос-ва или соотв. д-ом м/у банком (агентом Правит.РФ) и ин.заемщиком — импортером тов-в и услуг или его банком-кредитором.
Государственный кредит - урегулированные нормами права обществ. отношения в сфере предоставления РФ денежных средств или товаров на условиях срочности, платности и возвратности иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (международный государственный кредит) и юридическим лицам, зарегистрированным на территории РФ (национальный государственный кредит).
Государственный кредит имеет ряд отличий от банковского кредита.
1. Заемщиком в таких кредитных отношениях является государство, а кредитором выступает население и различные организации. При этом необходимость привлечения кредитов государством обусловлена недостатком его собственных средств для покрытия дефицита бюджета.
2. Условия сделки при банковском кредите одинаково интересны как населению, так и банкам, и принцип их взаимоотношений похож на определенный механизм (население предоставляет займы государству, оно за это платит проценты за пользование).
Государственный кредит интересен больше для государства, и чтобы мотивировать людей вложить свои наличные деньги в облигации, государству приходится их заинтересовывать, предлагая за это определенное вознаграждение. Поэтому условия данной сделки больше являются стимулом реализации экономических интересов заемщиков и кредиторов.
3. Данные виды кредитов имеют разное целевое назначение. При банковском кредите средства используются в основном на обеспечение своевременности денежного оборота, где задействованы платежи товарного назначения, а при госкредите они расходуются на любые неотложные нужды государства, как товарного, так и нетоварного назначения.
4. В отличие от банковского кредита, при котором ссуда возвращается в строгом соответствии с оговоренными сроками, государственный кредит не имеет таких ограничений по возврату заемных средств. Здесь отношения между заемщиками и кредиторами строятся на добровольной основе.
5. И если при необдуманной кредитной политике банковский кредит способен стать одним из факторов, стимулирующих появление избыточной денежной массы в обороте, то госкредит всегда направлен на сокращение в нем денежных ресурсов.
Кроме того, в БК РФ предусмотрен ряд специфических методов управления государственным кредитом.
1. Реструктуризация - пересмотр условий погашения указанного долга.
2. Списание. Реструктуризация долга иностр. гос-тв и (или) ин.юр.лица перед РФ может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга и начисленных процентов.
В основном оно применяется в отношении так называемых плохих долгов, которые с большой степенью вероятности никогда не будут возвращены должником.
Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией подлежат ратификации Государственной Думой, за исключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.
3. Уступка прав требования. Бюджетным законодательством предусмотрена уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Подобная уступка может быть осуществлена Правительством РФ в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Целью уступки прав требования является необходимость получения государством-кредитором денежных средств до наступления срока погашения государственного кредита.
Целевые внебюджетные фонды в Российской Федерации.
Главными отличительными чертами внебюджетных фондов являются:
1. определенная совокупность денежных средств, финансовых ресурсов, находящихся в собственности гос-ва;
- Функции центрального банка
- Валютный контроль и валютное регулирование
- 1) Осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- Новый порядок ведения кассовых операций с наличными деньгами
- Кассовые операции распространили на предпринимателей
- Лимит остатка наличных денег в кассе
- Организация работы по ведению кассовых операций
- Порядок приема и выдачи наличных денег
- Особенности оформления кассовых операций платежными агентами
- Особенности оформления кассовых операций обособленными подразделениями
- 1. По признаку доминирующего элемента юридического состава налога выделяются:
- 2. Упрощенная система налогооблажения (усн).
- 2. В зависимости от валюты долговых обязательств выделяют:
- 3. В зависимости от срока наступления выплат по долговым обязательствам различают:
- 2. Все внебюджетные фонды имеют целевой характер;
- 1) В бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:
- 2) В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации:
- 3) В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:
- 4) В бюджеты территориальных гос. Внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования: