logo
финансовое мои ответы

3. В зависимости от срока наступления выплат по долговым обязательствам различают:

а) капитальный - вся сумма выпущенных, но непогашенных обязательств с учетом невыплаченных процентов.

б) текущий - понимается задолженность, срок оплаты которой уже наступил.

Управление государственным (муниципальным) долгом - совокупность финансово-долговых операций, осуществляемых исполнительными органами гос. (муниципальной) власти и уполномоченными специализированными финансовыми организациями в одностороннем порядке или по согласованию с кредиторами в целях изменения структуры и состава государственного (муниципального) долга. Осуществляется Правительством РФ.

Основные виды финансово-долговых операций.

1. Выпуск государственных (муниципальных) ценных бумаг- отчуждение государством (муниципальным образованием) государственных (муниципальных) ценных бумаг первым владельцам.

2. Конверсия - изменение доходности государственного займа путем уменьшения или увеличения процентной ставки,

уплачиваемой на основной долг. Выделяют несколько видов конверсий:

• факультативную (кредиторы могут отказаться или согласиться с новыми условиями);

• обязательную (кредиторы могут принять новые условия или получить обратно внесенную сумму);

• принудительную, которая предполагает одностороннее изменение условий займов.

3. Консолидация (пролонгация) – изм-ние срока действия ранее выпущ. займов в целях легальной отсрочки платежа.

4. Унификация - объединение обращаюшихся займов в один вновь выпускаемый. Особенностью данной операции является то, что она проводится, как правило, одновременно с изменением ставки процента (конверсии) и (или) срока обращения (консолидации).

5. Реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долговых обязательств.

Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

6. Реверс - изменение предмета долгового обязательства. При замене денежного обязательства обязательством предоставить определенное имущество (например, товары народного потребления) можно говорить о натурализации, а в обратной ситуации - о валютизации.

7. Рефинансирование - погашение существующего государственного долга за счет средств ранее выпущенного займа.

Существует прямое рефинансирование (замена на новые облигации при наступлении срока платежа) и предварительное рефинансирование (до наступления срока платежа).

9. Обслуживание (выплата доходов в виде процентов или в иной форме) и погашение долга (возврат основного долга) являются финансово-долговыми операциями, в результате которых изменяется размер, состав и структура государственного долга.

Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Безвозмездное выполнение Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

  1. Государственный (муниципальный) кредит и банковский кредит: сравнительная характеристика.

Государственный кредит наряду с государственным долгом является достаточно важным финансовым инструментом регулирования национальных и международных экономических отношений.

На внутреннем рынке государственный кредит (бюджетный кредит) служит для целей стимулирования экономических отношений путем перераспределения денежных средств в пользу развивающихся отраслей экономики, требующих дополнительного финансирования.

На международной арене государственный кредит предназначен для достижения международно-политических и международно-экономических целей.

В рамках действующего бюджетного законодательства выделяют две формы бюджетного кредита:

1) Государственный финансовый кредит - это форма бюджетного кредита, при которой РФ предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусм. соотв-щим соглашением между Правительством РФ и правительством иностр. гос-ва.

2) Государственный экспортный кредит - форма бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осущ-ся оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусм. соотв. соглашением между Правительством РФ и правительством ин.гос-ва или соотв. д-ом м/у банком (агентом Правит.РФ) и ин.заемщиком — импортером тов-в и услуг или его банком-кредитором.

Государственный кредит - урегулированные нормами права обществ. отношения в сфере предоставления РФ денежных средств или товаров на условиях срочности, платности и возвратности иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (международный государственный кредит) и юридическим лицам, зарегистрированным на территории РФ (национальный государственный кредит).

Государственный кредит имеет ряд отличий от банковского кредита.

1. Заемщиком в таких кредитных отношениях является государство, а кредитором выступает население и различные организации. При этом необходимость привлечения кредитов государством обусловлена недостатком его собственных средств для покрытия дефицита бюджета.

2. Условия сделки при банковском кредите одинаково интересны как населению, так и банкам, и принцип их взаимоотношений похож на определенный механизм (население предоставляет займы государству, оно за это платит проценты за пользование).

Государственный кредит интересен больше для государства, и чтобы мотивировать людей вложить свои наличные деньги в облигации, государству приходится их заинтересовывать, предлагая за это определенное вознаграждение. Поэтому условия данной сделки больше являются стимулом реализации экономических интересов заемщиков и кредиторов.

3. Данные виды кредитов имеют разное целевое назначение. При банковском кредите средства используются в основном на обеспечение своевременности денежного оборота, где задействованы платежи товарного назначения, а при госкредите они расходуются на любые неотложные нужды государства, как товарного, так и нетоварного назначения.

4.  В отличие от банковского кредита, при котором ссуда возвращается в строгом соответствии с оговоренными сроками, государственный кредит не имеет таких ограничений по возврату заемных средств. Здесь отношения между заемщиками и кредиторами строятся на добровольной основе.

5. И если при необдуманной кредитной политике банковский кредит способен стать одним из факторов, стимулирующих появление избыточной денежной массы в обороте, то госкредит всегда направлен на сокращение в нем денежных ресурсов.

Кроме того, в БК РФ предусмотрен ряд специфических методов управления государственным кредитом.

1. Реструктуризация - пересмотр условий погашения указанного долга.

2. Списание. Реструктуризация долга иностр. гос-тв и (или) ин.юр.лица перед РФ может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга и начисленных процентов.

В основном оно применяется в отношении так называемых плохих долгов, которые с большой степенью вероятности никогда не будут возвращены должником.

Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией подлежат ратификации Государственной Думой, за исключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

3. Уступка прав требования. Бюджетным законодательством предусмотрена уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Подобная уступка может быть осуществлена Правительством РФ в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Целью уступки прав требования является необходимость получения государством-кредитором денежных средств до наступления срока погашения государственного кредита.

  1. Целевые внебюджетные фонды в Российской Федерации.

Главными отличительными чертами внебюджетных фондов являются:

1. определенная совокупность денежных средств, финансовых ресурсов, находящихся в собственности гос-ва;