Теория формирования и использования человеческого капитала.
В условиях глобализации мировой экономики и современного уровня развития цивилизации значение человеческого капитала как фактора социально-экономического развития, как на национальном, так и на транснациональном уровне резко возрастает. Достижение целей развития современного общества, напрямую связанных с прогрессом в сфере здравоохранения, образования, преодолением фрагментации социальной структуры общества и дисбаланса в потенциале национальных систем образования и здравоохранения, требует от мирового сообщества новых подходов, наращивания коллективных усилий. В этих условиях усилий только международных специализированных организаций и отдельных стран абсолютно недостаточно. Требуется обращение к проблемам на самом высоком политическом уровне, выработка комплексных интегрированных решений и консолидация усилий широкого круга государств. Не случайно в последнее время вопросы образования, здравоохранения, научно-технического развития все чаще выбираются в качестве приоритетных для повестки дня «Группы восьми».
Сегодня все мы являемся современниками и участниками процесса перехода человеческого общества к новой экономике – экономике знаний. Знания и нематериальные активы становятся основным источником конкурентного преимущества на глобальном мировом рынке. В связи с этим изменяется и роль специалистов по управлению персоналом и производством. Появляются специальности и функции, о которых еще недавно никто и не думал, а теперь они становятся повседневными. Возрастает значение нематериальных активов предприятия, средняя величина которых сегодня составляет более 75% его рыночной стоимости. Особую роль в составе нематериальных активов играет человеческий капитал. Формирование и использование человеческого капитала − это проблема огромной важности, причём, не только финансовая, но и правовая и социально-политическая.
Успешное экономическое развитие государства зависит от многих факторов, в том числе и от эффективности социально-экономической политики и управления. Наряду с разработкой новых подходов и механизмов реализации социально-экономической политики, становится всё очевидней потребность в развитии уже имеющихся концепций человеческого и социального капитала. Эти концепции по-новому позволили взглянуть на роль индивидов и их влияние на социально-экономическое развитие государства.
Понятие «человеческого капитала» было введено по аналогии с понятиями физического и финансового капитала. Их объединяет тот факт, что все разновидности капитала являются активами, то есть владение ими приносит определенный доход. Например, владелец физического капитала получает доход за счет арендной платы за использование принадлежащего ему оборудования, владелец финансового капитала в виде дивидендов или процентов, владелец человеческого капитала – в виде дохода за счет его особых знаний, умений (например, писатель получает гонорар за свои произведения).
Развитие теории человеческого капитала началось в 50-60-х гг. XX века. Термин «человеческий капитал» впервые появился в работе М. Фридмена по количественной теории денег. Смысл количественной теории денег состоит в том, что спрос на деньги у каждого индивидуума зависит от его богатства, которое может быть представлено в виде набора активов – финансового, физического и человеческого капиталов, и поэтому каждый индивидуум предъявляет спрос на деньги таким образом, чтобы соотношение между его активами было близко к оптимальному. М. Фридмен отмечал, что человеческий капитал существенно отличается от других видов активов по своей способности замещаться другими видами активов. Например, можно продать дом и полученный деньги положить на счет в банке или приобрести акции какой-нибудь компании, сократив запас физического капитала и увеличив запас капитала финансового. Однако провести такую операцию с человеческим капиталом труднее. Например, нельзя продать себя в рабство, уменьшив свой запас человеческого капитала и увеличив финансовые активы.
Продолжил развивать теорию «человеческого капитала» Т. Шульц, изучавший трудное положение слаборазвитых стран. Он заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». Т. Шульц, предложил следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».
Возникновение теории «человеческого капитала» связано также с расширенной трактовкой понятия национального богатства. Суть теории «человеческого капитала» состоит в том, что «одной из главных форм богатства являются материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду». Так, например, к нематериальным формам богатства Дж. Кендрик относит накопленные научные знания, которые материализуются в новой технологии. Расширенная концепция национального богатства включает в себя и вложения в здоровье человека. Данной расширенной концепции придерживаются многие американские экономисты, в том числе и Дж. Кендрик.
Свою усовершенствованную методологию расчета показателей человеческого капитала, названную расширительной концепцией национального богатства предложили специалисты Всемирного Банка. Эта методология отличается относительной простотой использования имеющихся статистических данных о ВВП, их перегруппировки и уточнения значений показателей инвестиций в человеческий капитал и накопления в составе национального богатства. Расширительная концепция позволяет более обоснованно рассчитывать значения показателей человеческого капитала как элемента национального богатства. При этом учитываются накопленные знания при эффективном участии в экономической жизни и оплате труда.
Рассматривая экономическую основу формирования человеческого капитала нужно отметить, что человек, отделенный от средств производства продаёт свой труд, свои производительные силы как принадлежащий ему капитал. Предприниматель покупает их, как покупал бы и другой актив, необходимый для успешной работы своего предприятия. Для работника его индивидуальные способности выступают как товар, а для предпринимателя – это капитализированная величина авансированной стоимости капитала, затраченной на наём работника (прибыль).
Человеческий капитал – это форма выражения производительных сил человека на постиндустриальной стадии развития общества с социально-ориентированной рыночной экономикой. По мнению Т. Стоуньер, человеческий капитал – важнейший ресурс постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества [8, 394].
Производство инвестиций – это очень важный процесс в воспроизводстве человеческого капитала, в котором он выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. При этом важную роль в создании человеческого капитала играют «затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию». Произведённые затраты неизбежно включаются в общественные затраты во всём воспроизводственном процессе.
В нашей стране важный вклад в развитие неоклассической концепции инвестиций в человеческий капитал внесли учёные Санкт-петербургской школы А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова – они дополнили неоклассическую теорию человеческого капитала в соответствии с условиями транзитивной экономики России, обосновали необходимость реформирования общественной деятельности через призму идей теории человеческого капитала.
Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы [2, С. 42]. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат на «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.
Капитал здоровья является основой для человеческого капитала и представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности [5, с. 30, с. 163]. Инвестиции в здоровье, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, и соответственно время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. В то же время, не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы.
Экономисты дают и другое определение человеческому капиталу. Так В.М. Гальперин считает, что: величина человеческого капитала, есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда. То есть, В.М. Гальперин применяет экономическую оценку человеческого капитала, его способностей.
Можно сделать вывод, что из всех компонентов совокупного капитала особый интерес до настоящего времени вызывал фактор влияния образования и образовательного процесса на рост капитализации человека, на улучшение его здоровья, являются очень важными и интересными объектами для дальнейшего исследования.
Оценка человеческого капитала и его влияние на экономический рост осуществляется, в основном, с позиции эффективности капиталообразования.
Известны такие зарубежные разработчики теории интеллектуального капитала как Т. Стюарт, Р. Кроуфорд, Л. Эдвинссон, Дж. Тобин и др. Так, лауреат Нобелевской премии Дж. Тобин предложил рассчитать коэффициент использования интеллектуального капитала в целом, как отношение рыночной стоимости актива к его восстановительной стоимости.
Расчетам эффективности инвестиций в капитал здоровья уделяется недостаточно должного внимания. При этом, как отмечает Дж. Кендрик, инвестиции в здравоохранение способствуют количественному росту рабочей силы. Успехи в охране здоровья людей позволяют сократить смертность, потери трудоспособности, заболеваемость.
Инвестиции в человеческий капитал – это не только затраты, наращивающие человеческий капитал, но и расходы, связанные с миграцией и поиском работы, которые способствуют реализации человеческого капитала на рынке труда, повышая доходы работника. Инвестиции в человеческий капитал может осуществлять не только сам человек, но и организация, в которой он работает. Это естественно, поскольку для нее квалифицированный и грамотный сотрудник ценнее необученного. Конечно, человеческий капитал индивида как актив является собственностью не организации, а самого работника, но совокупность работников, которые трудятся в организации, вполне можно рассматривать как ее человеческий капитал. Его масштабы зависят от комплекса факторов: способностей сотрудников, их трудового и жизненного опыта, уровня образования и квалификации, состояния здоровья, мотивации (к работе, повышению квалификации), затрат, которые организация осуществляет для обучения и воспитания персонала, подбора кадров и т.д. Накопленный потенциал внутрифирменных традиций и корпоративной культуры, будучи своеобразным активом компании, в сущности, одним из компонентов ее человеческого капитала, способствует повышению конкурентоспособности организации в будущем.
Накопление человеческого капитала напрямую связано с накоплением капитала социального, поскольку часть человеческого капитала создается посредством развития социальных сетей, через взаимный обмен информацией. Социальный капитал включает в себя информацию, идеи, доверие, кооперацию, эмоциональную поддержку и т.п. «Социальный» здесь означает, что эта форма капитала не является личным активом индивида, социальный капитал содержится в социальных сетях и отношениях, которые создаются при взаимодействии сотрудников друг с другом. Социальный капитал компании требует к себе особо отношения, так как предопределяет не только успешность передачи знаний и информации в компании, но и непосредственно влияет на финансовые показатели деятельности фирмы.
Итак, под человеческим капиталом в экономике понимается постоянно пополняющийся запас знаний, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода, а также поддержание на высоком уровне здоровья. Под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:
1) приобретенный и постоянно пополняющийся запас знаний, умений, навыков, использующийся в той или иной сфере общественной деятельности, и способствующий росту производительности труда и производства;
2) что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем;
3) что увеличение доходов способствует заинтересованности работника к дальнейшему инвестированию в свой человеческий капитал;
4) что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;
5) что экономический интерес (мотивация) является необходимым элементом того, чтобы процесс воспроизводства человеческого капитала носил полностью завершенный характер.
Основная проблема при изучении человеческого капитала состоит в том, что нет четкой границы, как отличить его от труда, как фактора производства и как его следует учитывать. Традиционная система учета, как правило, не отличает доходы от человеческого капитала от зарплаты или смешанного дохода, то есть дохода от деятельности, в которой не представляется возможным разделить элементы труда и предпринимательства. К таковым доходам, например, относятся доходы мелких предпринимателей, лиц свободных профессий, то есть частнопрактикующих врачей, адвокатов, художников и т.п. Человеческий капитал возникает в результате накопления у индивидуума особых знаний или умений в результате обучения или накопления опыта в определенной сфере деятельности. Поскольку труд более опытного или более квалифицированного работника оценивается более высоко, то этот излишек (то есть рента) и есть доход от человеческого капитала. Следовательно, мы все равно приходим к констатации проблемы редкости природных ресурсов, в данном случае – редкости людей, обладающих эксклюзивными полезными качествами, нужными для производственных процессов.
- Этапы становления и развития экономической теории. Российская экономическая мысль, её вклад в мировую экономическую науку.
- Аристотель (384-322 век до нашей эры) – противопостояние экономики, хрематистике, то есть предметом хрематистики было объявлено умение наживать состояние, делать деньги.
- Предмет экономической теории, её философские и методологические основы. Экономическая категория, экономический закон и закономерность как ступени познания экономических явлений.
- Взаимосвязь производства и потребления. Проблема ограниченности ресурсов. Виды ресурсов. Классификация потребностей. Кривая производственных возможностей.
- Факторы производства, их взаимодействие, взаимозаменяемость и комбинация. Производственная функция и её разновидности.
- Собственность как экономическая категория: сущность, формы, законы. Эволюция форм собственности.
- Экономические системы: сущность, критерии, типы. Факторы и закономерности эволюции. Смешанные экономические системы.
- Товарное хозяйство: условия возникновения, основные черты и типы. Историческая динамика товарного производства.
- Товар и его свойства. Альтернативные теории свойств товара и стоимости.
- Механизм функционирования рынка несовершённой конкуренции. Виды несовершенной конкуренции. Механизм равновесия рынка в условиях несовершенной конкуреции.
- Рыночные структуры несовершенной конкуренции
- Теория формирования и использования человеческого капитала.
- Рынок: условия и принципы функционирования, структура. Виды рынков. Сегментация рынка.
- Функция спроса и предложения, факторы их определяющие. Эластичность спроса и предложения.
- Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды. Риски в предпринимательстве.
- Основные формы организации предпринимательства, их достоинства и недостатки.
- Фирма в системе рыночных отношений. Теории фирмы.
- Предпринимательский капитал: различие трактовок. Функции, источники и методы формирования предпринимательского капитала. Первоначальное накопление капитала в России.
- Кругооборот и оборот капитала. Стадии кругооборота капитала. Основной и оборотный капитал. Показатели эффективного использования капитала. Материальный и моральный износ. Амортизация.
- Издержки производства, их сущность, структура и классификация. Теории издержек.
- Конкуренция: понятие, виды, функции. Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции.
- Факторное распределение доходов: предпринимательский доход, заработная плата, процент и экономическая рента.
- Теории рентных отношений. Земельная рента как доход с земли и её разновидности. Особенности формирования цены на землю. Арендная плата и цена земли.
- Теории заработной платы. Заработная плата: сущность, формы и системы, уровень, динамика.
- Теория потребительского поведения. Потребительский выбор. Кривые безразличия и бюджетное ограничение.
- Основные макроэкономические показатели и их измерение. Ввп и методы его подсчёта. Балансовый метод и метод системы национальных счетов.
- Экономический рост: сущность, типы, темпы и модели. Факторы и интегральные показатели экономического роста.
- Потребление и сбережение. Предельная и средняя склонность к потреблению и сбережению. Парадокс бережливости.
- Инвестиции: классификация и их функциональное назначение. Факторы, влияющие на величину инвестиций.
- Экономические теории цикличности развития экономической системы. Длинные волны. Содержание экономического цикла. Фазы цикла. Экономический кризис.
- Безработица: причины, виды и последствия. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Закон Оукена.
- Понятия и виды рыночного равновесия. Модели равновесия в концепциях основных экономических школ.
- Необходимость, пределы, инструменты государственного регулирования экономических процессов.
- Инфляция: сущность, формы, причины, последствия.
- Доходы населения, их формирование и распределение. Неравенство доходов и бедность населения Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Социальная политика государства.
- Теории мировой экономики и мирового рынка (теории абсолютных и сравнительных преимуществ). Глобализация: сущность, формы проявления и влияние на развитие национальных хозяйств.
- Международная валютная система: сущность, структура, эволюция.