Рынок: условия и принципы функционирования, структура. Виды рынков. Сегментация рынка.
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы народного хозяйства.
Экономическая структура рынка определяется:
♦ функционирующими в экономике формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
♦ структурой товаропроизводителей (государственные, кооперативные, арендные, частные предприятия, предприятия индивидуально-трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в народном хозяйстве той или иной формы функционирования хозяйствующих субъектов;
♦ особенностями сферы товарного обращения;
♦ уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений народного хозяйства;
♦ видами торговли.
Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая за счет этих факторов (прежде всего многообразия форм собственности и многосубъектности хозяйствования) приобретает свои специфические черты.
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
♦ рынки предметов потребления и услуг;
♦ рынки средств производства;
♦ рынки научно-технических разработок;
♦ рынки ценных бумаг;
♦ рынки рабочей силы.
Формирование таких рынков предполагает коренное изменение всей системы взаимодействий предприятий; переход к реализации товаров на основе прямых связей. Важнейшим инструментом такого рынка является создание рыночных структур в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, системы предприятий оптовой торговли.
2. Рынки могут формироваться и по товарным группам:
♦ рынки товаров производственного назначения;
♦ рынки товаров народного потребления;
♦ рынки продовольственных товаров;
♦ рынки сырья и материалов и т. д.
Так, на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения общественных потребностей страны в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса населения, создание фирменных магазинов.
3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:
♦ внутрирегиональные;
♦ межрегиональные;
♦ республиканские;
♦ межреспубликанские;
♦ международные (мировые).
Формирование таких рынков особенно актуально в условиях приобретения республиками государственного суверенитета, заключения межреспубликанских договоров.
По степени ограничения конкуренции различают монопольный, олигополь-ный, межотраслевые рынки.
По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:
♦ рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
♦ рынки розничной торговли, когда продавцами выступают предприятия и организации, а покупателями – отдельные граждане;
♦ рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – непосредственные производители сельскохозяйственной продукции (агропредприятия, фермы).
Оптовая торговля существует в двух видах. Первый – это установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Обычно такого рода связи устанавливаются в рамках устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия).
Второй вид оптовой торговли – установление связей через оптовые базы, коммерческие центры, биржи, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями (предприятие, выпускающее различные подшипники, которые необходимы сотням и тысячам предприятий и организаций). Переход к оптовой торговле возможен при создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).
6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: легальные, официальные; нелегальные, «теневые».
Виды рынков. Исследование структуризации рынков позволяет выделить основные виды рынков:
Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки товаров потребительского назначения (продовольственные и непродовольственные товары); рынки услуг (бытовые, транспортные, коммунальные); рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
Рынки средств производства. В их состав входят рынки производственных зданий и сооружений, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов; полезных ископаемых.
Финансовые рынки. К их числу относятся рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
Рынки интеллектуального продукта – инновации, изобретения, информационные услуги; произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается в соответствии с законами рыночной экономики.
Региональные рынки. По территориальному признаку выделяются местные, региональные рынки; внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.
Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка – это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков).
Основные факторы сегментации рынка
Географические: по регионам – Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток; по административному делению – республика, край, область, район, город; по плотности населения – город, пригород, сельская местность; по климатическим условиям – умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.
Демографические: группировка населения по возрасту; по полу; размеру семьи; по уровню дохода; по профессиональному составу – научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные; по уровню образования; по религиозной принадлежности; по национальному составу.
Психографические: группировка населения по социальному составу – с низким, средним, высоким, очень высоким достатком; по стилю жизни – богемный, элитарный, молодежный, спортивный; по личным качествам – амбициозные, авторитарные, импульсивные.
Поведенческие: приобретение товаров имеет случайный характер; поиск выгод при покупке товаров – изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены; статус постоянного клиента, степень потребности в продукте – необходим постоянно, время от времени; эмоциональное отношение к продукции – положительное, безразличное, негативное.
- Этапы становления и развития экономической теории. Российская экономическая мысль, её вклад в мировую экономическую науку.
- Аристотель (384-322 век до нашей эры) – противопостояние экономики, хрематистике, то есть предметом хрематистики было объявлено умение наживать состояние, делать деньги.
- Предмет экономической теории, её философские и методологические основы. Экономическая категория, экономический закон и закономерность как ступени познания экономических явлений.
- Взаимосвязь производства и потребления. Проблема ограниченности ресурсов. Виды ресурсов. Классификация потребностей. Кривая производственных возможностей.
- Факторы производства, их взаимодействие, взаимозаменяемость и комбинация. Производственная функция и её разновидности.
- Собственность как экономическая категория: сущность, формы, законы. Эволюция форм собственности.
- Экономические системы: сущность, критерии, типы. Факторы и закономерности эволюции. Смешанные экономические системы.
- Товарное хозяйство: условия возникновения, основные черты и типы. Историческая динамика товарного производства.
- Товар и его свойства. Альтернативные теории свойств товара и стоимости.
- Механизм функционирования рынка несовершённой конкуренции. Виды несовершенной конкуренции. Механизм равновесия рынка в условиях несовершенной конкуреции.
- Рыночные структуры несовершенной конкуренции
- Теория формирования и использования человеческого капитала.
- Рынок: условия и принципы функционирования, структура. Виды рынков. Сегментация рынка.
- Функция спроса и предложения, факторы их определяющие. Эластичность спроса и предложения.
- Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды. Риски в предпринимательстве.
- Основные формы организации предпринимательства, их достоинства и недостатки.
- Фирма в системе рыночных отношений. Теории фирмы.
- Предпринимательский капитал: различие трактовок. Функции, источники и методы формирования предпринимательского капитала. Первоначальное накопление капитала в России.
- Кругооборот и оборот капитала. Стадии кругооборота капитала. Основной и оборотный капитал. Показатели эффективного использования капитала. Материальный и моральный износ. Амортизация.
- Издержки производства, их сущность, структура и классификация. Теории издержек.
- Конкуренция: понятие, виды, функции. Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции.
- Факторное распределение доходов: предпринимательский доход, заработная плата, процент и экономическая рента.
- Теории рентных отношений. Земельная рента как доход с земли и её разновидности. Особенности формирования цены на землю. Арендная плата и цена земли.
- Теории заработной платы. Заработная плата: сущность, формы и системы, уровень, динамика.
- Теория потребительского поведения. Потребительский выбор. Кривые безразличия и бюджетное ограничение.
- Основные макроэкономические показатели и их измерение. Ввп и методы его подсчёта. Балансовый метод и метод системы национальных счетов.
- Экономический рост: сущность, типы, темпы и модели. Факторы и интегральные показатели экономического роста.
- Потребление и сбережение. Предельная и средняя склонность к потреблению и сбережению. Парадокс бережливости.
- Инвестиции: классификация и их функциональное назначение. Факторы, влияющие на величину инвестиций.
- Экономические теории цикличности развития экономической системы. Длинные волны. Содержание экономического цикла. Фазы цикла. Экономический кризис.
- Безработица: причины, виды и последствия. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Закон Оукена.
- Понятия и виды рыночного равновесия. Модели равновесия в концепциях основных экономических школ.
- Необходимость, пределы, инструменты государственного регулирования экономических процессов.
- Инфляция: сущность, формы, причины, последствия.
- Доходы населения, их формирование и распределение. Неравенство доходов и бедность населения Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Социальная политика государства.
- Теории мировой экономики и мирового рынка (теории абсолютных и сравнительных преимуществ). Глобализация: сущность, формы проявления и влияние на развитие национальных хозяйств.
- Международная валютная система: сущность, структура, эволюция.