logo search
От Рисина Конференции / Акт

Задачи активизации инвестиционной деятельности в воронежской области

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что в Воронежской области темпы прироста инвестиций в период 2000-2007 гг. в среднем были выше среднероссийских (18,1% против 12,5%), однако в отдельные годы (2003, 2004 гг.) существенно отставали от них.

В 2007 году инвестиции составили около 40% ВРП, что, казалось бы, вполне достаточно для ускоренного развития экономики. Однако, в абсолютных цифрах инвестиции не велики на душу населения (табл. 1).

Таблица 1Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб.

 

2007 г.

на душу населения, руб.

РФ

6626770,2

46667

Белгородская область

73562,2

48396

Воронежская область

58245,2

25546

Курская область

29292,8

25252

Липецкая область

56339,3

48153

Орловская

23902,9

29079

Тамбовская область

27836,7

25169

Источник: ФСГС

Воронежская область заняла в 2007-2008 гг. место в середине шестого десятка субъектов РФ по инвестициям на душу населения. Они почти вдвое меньше, чем в среднем по России.

Инвестиционная активность властями региона была проявлена за период последних восьми лет явно запоздало. В других регионах инвестиционные форумы проводятся уже давно. Например, в соседнем г. Орле в 2008 году проводился уже 12-й форум, а в г. Красноярске в начале 2009 г. – четвертый, на котором присутствовало экономическое руководство страны и ведущие предприниматели.

Запоздалые попытки привлечь крупных инвесторов (I Воронежский инвестиционный форум в 2008 году, промышленный форум – в феврале 2009г.) не принесли ожидаемых реальных успехов.

К основным задачам активизации инвестиционной деятельности в регионе необходимо отнести следующие.

Во-первых, нужно выстроить четкую систему «планирования – привлечения – сопровождения реализации» инвестиционных проектов. Необходимо сконцентрировать усилия на устранении излишних административных барьеров, упрощении процедур согласования и получения разрешений на всех этапах реализации проектов. Эта та позиция, по которой Воронежская область уступает ряду субъектов РФ, демонстрирующих более высокую динамику развития.

Во-вторых, необходимо сформировать эффективную ресурсную базу для развития инвестиционной деятельности. Необходима целенаправленная работа органов исполнительной власти области и местного самоуправления по подбору земельных участков для создания зон опережающего развития (с учетом наличия инфраструктуры, резервных мощностей по энергетике, газу и т.д.), обеспечить их оформление в областную или муниципальную собственность для размещения инвестиционных проектов.

В-третьих, необходимо выстроить более эффективную работу с федеральным центром и институтами развития по привлечению федеральных и внебюджетных ресурсов на софинансирование инвестиционных проектов по развитию инженерной и социальной инфраструктуры. Слабое позиционирование области на федеральном уровне ослабляет наши позиции в конкурентной борьбе регионов за ресурсы, что особенно актуально в раках перехода к концепции развития опорных регионов (локомотивов роста).

Световцева Т.А.