logo
От Рисина Конференции / Акт

Концептуальные положения формирования эффективной стратегии управления развитием Региональным хозяйственным комплексом

Существует множество определений понятия «стратегия». Определение Ф.Е. Ляшко и др.1: «Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов», которое, по нашему мнению, является наиболее приемлемым, в сжатом виде может быть выражено формулой:

Стратегия = Модель действий  Цель.

Стратегическое управление и стратегическое планирование стало насущной необходимостью с начала 70-х гг. XX века, когда уровень предсказуемости внешней среды снизился настолько, что управление на основе повторения и экстраполяции тенденций, имевших место в прошлом, стало невозможным. Этот поворотный пункт является ключевым к пониманию принципиального различия между стратегическим планированием и долгосрочным планированием. Стратегическое управление в самом общем виде представляет собой разработку и реализацию стратегии. Связь между стратегическим управлением и стратегическим планированием состоит в том, что стратегическое планирование – формализованный вариант стратегии, проекция стратегического управления на ось времени, привязка к временному масштабу, определение конкретных этапов, их целей и средств достижения этих целей.

Рассмотрим основные понятия теории стратегического управления применительно к проблеме управления экономической системой региона. Наиболее удачное определение, приведено И.В. Арженовским2: «Регион – территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления». Целостность региона означает рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей народного хозяйства, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями, определенным образом жизни. Региональный хозяйственный комплекс можно определить как хозяйственную систему некоторой территории (региона) или функционально обособленную и определенным образом структурированную совокупность социально-экономических институтов. Региональный хозяйственный комплекс (РХК) будет пониматься нами как региональная подсистема народно-хозяйственного комплекса, характеризующаяся устойчивыми внутренними связями ее составляющих.

Понятие стратегического управления, применительно к региональному хозяйственному комплексу, может быть сформулировано на основе определения, приведенного Д.С. Львовым и др.3: «стратегическое управление развитием РХК – управленческая деятельность, направленная на достижение поставленных целей развития РХК в условиях нестабильной, конкурентной рыночной среды, включающая диагностический анализ состояния РХК, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии». Региональный хозяйственный комплекс как объект стратегического управления предлагается рассматривать в виде совокупности шести взаимосвязанных макроподсистем: региональное хозяйство; производственная сфера; агропромышленный комплекс; социальная, финансово-экономическая и управленческая сферы.

Стратегия развития региона и РХК должна базироваться на теории программно-целевого управления и предусматривать постановку стратегических (глобальных) и тактических (локальных) целей, а также критериев их достижения – количественных показателей, определяющих меру или состав оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами) развития региона и РХК.

Стратегическая (глобальная) цель определяет будущее качественное состояние системы на длительную перспективу, к достижению которого стремится общество. Тактические (локальные) цели определяют будущее состояние отдельных подсистем, имеют качественное измерение, но время их достижения ограничено текущим периодом, как правило, до одного года.

Вместе с тем, сформулированная глобальная цель не позволяет использовать ее в ходе стратегического планирования развития региона. Поэтому формулируются более детализированные цели, достижение которых позволит в конечном итоге говорить о достижении глобальной цели. Эти цели называются стратегическими целями второго уровня. Приводится следующий перечень этих целей: 1. Градостроительная цель. 2. Промышленная цель. 3. Агропромышленная цель. 4. Социальная цель. 5. Экономическая цель. 6. Управленческая цель.

Как видно из этого перечня, достижение указанных целей связано, главным образом, с развитием РХК, более того, развитие РХК можно понимать как главное средство достижения глобальной стратегической цели. Развитие этого подхода может быть следующим: термин «Градостроительные цели» целесообразно заменить термином «Общехозяйственные цели». Социальные цели целесообразно разделить на социально-воспроизводственные цели и социально-гуманитарные цели. Необходимо также уточнить содержание управленческих целей: создание системы эффективного тактического и оперативного управления региональным хозяйственным комплексом на основе использования административных и рыночных методов управления.

С учетом сделанных уточнений можно определить роль и место развития РХК в достижении глобальной стратегической цели регионального развития так, как это представлено на рис. 1. Развитие РХК является необходимой экономической базой, без всестороннего развития которой невозможно достижение социально-гуманитарных целей, обеспечивающих в свою очередь достижение глобальной стратегической цели регионального развития.

Рис. 1. Развитие РХК как основа достижения стратегической цели развития региона

Таким образом, разработка эффективной стратегии регионального развития в первую очередь подразумевает разработку эффективной стратегии развития РХК. С нашей точки зрения, именно эта задача является главной в ходе решения проблемы разработки эффективной стратегии развития региона.

Анализ средств государственного стимулирования регионального развития, применяемых в странах рыночной экономики, показывает, что основой большинства этих средств является задача повышения инвестиционной активности в проблемных регионах.

Проблема повышения инвестиционной активности в реальном секторе российской экономики не может быть радикально решена за счет привлечения иностранных инвестиций. Во-первых, доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал в российскую экономику в течение 2000-2006 гг. не превышала 5-7%. Во-вторых, наименее привлекательными для иностранных инвесторов являются отрасли, развитие которых является стратегической задачей в реформировании российской экономики. В-третьих, к настоящему времени не выработан механизм, позволяющий избежать ряда существенных негативных моментов, связанных с привлечением иностранных инвестиций. В-четвертых, большинство регионов, не могут рассчитывать на значимое участие в стратегическом развитии их хозяйственных комплексов иностранных инвесторов.

Нами проведен анализ инвестиционной активности в регионах, для чего использовались статистические данные, представленные на сайте4. В ходе проведенного регрессионного анализа было установлено, что в текущих условиях российской экономики на уровень социально-экономического развития регионов определяющее воздействие, как в долгосрочной, так и в среднесрочной перспективе оказывает активность отечественных инвесторов. Отсюда следует вывод, что инвестиционная активность в регионах настолько существенно влияет на уровень регионального развития, что первоочередной задачей органов регионального управления становится поиск путей наиболее эффективного управления этой активностью. В соответствии с этим, управление региональными инвестиционными процессами должно быть неотъемлемой и одной из главных составляющих стратегического управления региональным развитием.

Затонских И.Т., Жибинов Д.А.