logo search
Экономика недвижимости Лекции (Цыганенко) / Цыганенко В

Наличие бассейна.

Продажная цена (долл.)

Пара 1

Пара 2

Пара 3

Пара 4

Пара 5

Дом с бассейном

85000

94000

88000

91000

91000

Дом без бассейна

69000

78500

72750

75000

74500

Разница

16000

15500

15250

16000

16500

Среднее = 15850 Медиана = 16000 Мода = 16000 Установленная поправка - 16 000 долл.

В последнее время в практике оценки при наличии достаточного количества данных начинают использовать методы регрессионного анализа. Определение величины поправок при оценке стоимости объектов недвижимости методом регрессионного анализа основано на применении серии математических формул, например:

Jc = В х X,

где Jc - рассчитываемая величина поправки на стоимость объекта недвижимости; В - коэффициент, полученный для единицы сравнения; X - замеренные данные для оцениваемого объекта недвижимости.

Или: Jc=BxX + a + c + --- + n,

где а,с,...,п положительные или отрицательные поправочные коэффициенты.

На развитых секторах рынка недвижимости эксперты-оценщики используют многофакторные линейные и нелинейные модели типа:

п i=1

64

где ai - коэффициенты регрессии;

xi - различные переменные, характеризующие те или иные

факторы, от которых зависит стоимость объекта недвижимости и величина корректировки.

Однако применение таких моделей возможно лишь при наличии больших массивов информации о сделках купли-продажи аналогичных объектов недвижимости.

Общая группировка используется на активном рынке где, может быть найдено достаточное число сравнительных продаж, с тем, чтобы сузить рыночный разброс цен. Данный метод может быть использован при наличии относительно однородных объектов. В этом случае оценщик может принять решение не производить отдельные поправки, а сравнивать оцениваемый объект в целом, чтобы определить лучше он или хуже каждого из сопоставимых объектов. Затем в рамках выделенной группы производится совокупная корректировка. Это снимает необходимость отдельно рассматривать каждую характеристику, отличающую оцениваемую недвижимость от сопоставимых проданных объектов. Если разброс цен невелик, например, около 1%, то можно с уверенностью сказать, что стоимость объекта является величиной, средней по отношению к наибольшему и наименьшему значению в рассматриваемой группе сравнительных продаж.

Например, оценщик выявил три сопоставимых квартиры. Все они совершенно одинаковы с объектом оценки. Оценщик нашел следующую информацию.

Сопоставимый объект

Продажная цена, долл.

Качество по сравнению с оцениваемым объектом

1

Квартира 1

69500

чуть хуже

2

Квартира 2

71000

лучше

3

Квартира 3

70000

хуже

Разброс цен между ценами – 70000 – 69500 = 1500 долл., т.е. около 2%. Следовательно, возможно применение метода общей группировки. Наименьшее значение – 69500 долл. Наибольшее значение – 71000 долл. Стоимость квартиры – (69500+71000) : 2 = 70250 долл.

65

Корректировка цен сопоставимых объектов может осуществляться в двух основных формах:

– в денежном выражении; – в процентах.

Поправки в денежной форме - это суммы, прибавляемые или вычитаемые из продажной цены каждого сопоставимого объекта.

Процентные поправки используются в том случае, если сложно определить точные денежные суммы, но рыночные данные свидетельствуют о существовании процентных различий. Здесь важно определить, следует ли вносить эти поправки на независимой плюсово/минусовой основе или на кумулятивной основе.

Независимую плюсово/минусовую основу следует использовать только тогда, когда определенно установлено, что покупатели на рынке будут оценивать корректируемые характеристики независимо друг от друга. При расчете общей корректировки отдельные независимые поправки суммируются.

Кумулятивные процентные поправки используются, когда учет каждой корректирующей характеристики производится с учетом наличия других характеристик. При расчете общей корректировки кумулятивные поправки перемножаются.

Пример иллюстрирующий корректировку цены с использованием различных поправок приведен в таблице 3.2.

При корректировке цены обычно вносятся поправки на следующие характеристики:

  1. Время.

  2. Местоположение:

а) экология;

б) доступ;

в) связь.

3. Условные продажи:

а) обычные или особе закладные (FHA или VA);

б) мотивировки и знания покупателя и продавца.

4. Условия финансирования:

а) коэффициент ипотечной задолженности;

б) процентная ставка;

в) срок кредита;

г) амортизационные и «шаровые» валюты;

д) плата за финансирование;

е) договоры об участии.

66

Таблица 3.2

Независимые и кумулятивные поправки, вносимые в цену сопоставимого объекта

Характеристики

Сравниваемый

проданный

объект

Поправки на

независимой

плюсово/минусовой

основе

Поправки на

кумулятивной

основе

Цена

$100000

Дата

4 месяца назад

+4%

1,04

Окружающий ландшафт

На 5% лучше, чем у

оцениваемого объекта

-5%

0,95

Удобства

На 10% лучше,

чем у

оцениваемого

объекта

-10%

0,90

Состояние

На 2% хуже,

чем у

оцениваемого

объекта

+2%

1,02

Общая поправка Скорректированная стоимость сопоставимого объекта

Округленная стоимость

- 9% $ 91000

0,906984

$ 90698 $ 90700

5. Физические характеристики:

а) физические параметры;

б) качество строительства и эксплуатации;

в) удобства;

г) функциональная пригодность.

Объекты недвижимости имеют различные назначение, свойства, размеры. Для того, чтобы эффективным и понятным способом их сопоставлять используются различные единицы сравнения, позволяющие

67

привести к единому знаменателю разнородные объекты. Для различных сегментов рынка используются различные единицы сравнения.

При продаже земли:

-цена за 1га

-цена за 1м2

-цена за 1 фронтальный метр

-цена за лот

-цена за единицу плотности

Цена за 1га является единицей сравнения при продаже больших массивов земли: сельскохозяйственного назначения, земля под промышленное использование и т. п.

Цена за 1м2 используется при продаже земли под офисы, коммерческой застройки, строительства склада и т. п. Чтобы считаться сопоставимыми участки должны иметь сходные характеристики, удобства и атрибуты (доступ к транспортным сетям, парковке, близость к другим схожим предприятиям, близость к потребителям и т. п.)

Цена за 1 фронтальный метр. Часто цена земли, предназначенная для коммерческого использования, котируется в расчете на 1 фронтальный метр. Расчет цены земли, исходя из стоимости фронтального метра, предполагает определенные стандарты на глубину участков. Однако участки глубже стандартных стоят лишь немного больше. Это происходит потому, что основная часть стоимости определяется границей по улице или дороге.

Цена за лот. Цена на землю в районах жилой застройки может быть выражена исходя из застраиваемого лота (участка). При стандартных размерах и формах участков колебанию цен будет небольшим.

Цена за единицу плотности. Нормативные акты по зонированию обычно ограничивают плотность застройки на различных участках земли. На некоторых рынках это приводит к тому, что цена котируется исходя из максимальной плотности, разрешенной нормами зонирования. Примером единицы плотности является отношение площади застройки к площади земельного участка.

Для застроенных участков используются следующие единицы сравнения:

68

- цена за единицу приносящую доход (плата за 1 место в театре,плата за одно место на автостоянке и т. д.)

Для недвижимости приносящий доход используется метод оценки объектов на основе соотношения дохода и цены продажи. В качестве единиц сравнения в этом случае используют:

Валовой мультипликатор – это отношение продажной цены либо к потенциальному валовому доходу, либо к действительному валовому доходу.

Общий коэффициент капитализации. Общая ставка дохода является элементом доходного подхода к оценке. Чтобы определить общий коэффициент капитализации по рыночным данным, оценщик должен отобрать аналогично недавно продажные объекты, характеризующиеся потоками доходов, сходными по риску и продолжительности с потоком доходов от объекта оценки. Это позволяет оценщику использовать прямую капитализацию с тем, чтобы конвертировать прогнозируемый чистый операционный доход (NOI) в оценку рыночной стоимости. Прямая капитализация определяется как пересчет ожидаемого чистого операционного дохода в единую сумму текущей стоимости путем деления дохода на соответствующий коэффициент, отражающий преобладающее соотношение между чистым операционным доходом и продажной ценой сопоставимых объектов, продаваемых на рынке.