Австрийская школа. К. Менгер, о. Бем-Баверк, ф. Визер.
Экономическая деятельность представляет собой постоянную работу по оценке, сопоставлению, выбору наилучших вариантов. Поиск альтернатив происходит на всех уровнях. И наилучшая система та, в которую «вписан» механизм пропорциональности, сопоставления и выбора.
В соответствии с законом издержек, сформулированным Визером, действительная стоимость какого-либо блага представляет собой затраты полезности других благ, которые могут быть произведены с использованием ресурсов.
С использованием понятия предельных величин решаются задачи на оптимум. Но это очень сложно, т.к. в обществе производится огромное количество разнообразных потребительных стоимостей, которые ранжируются, взаимозаменяются, согласуются между собой.
Концепция австрийской школы отвергалась сторонниками трудовой теории стоимости, т.к. австрийцы отстаивали полезность субъективной трактовки ценности, необходимость использования теоретических абстракций для анализа цен и других параметров рынка.
Можно утверждать, что теория предельных величин приобрела универсальный характер. Она явилась одним из отправных пунктов для последующей разработки положений и категорий, вошедших в арсенал экономической науки. От экономистов австрийской школы берут начало методологические подходы, нашедшие практическое применение в различных областях управления и хозяйственной деятельности.
Предельные величины – один из отправных параметров современной теории цен, анализа взаимной связи спроса и предложения. Уравновешивающая функция цены складывается из взаимодействия «конечных величин». Анализ конкуренции, рыночных эффектов и парадоксов основывается на изучении потребностей человека и законов их насыщения.
Карл Менгер (1840-1921) – глава «австрийской школы» маржинализма, автор фундаментального труда «Основания политической экономии», в котором главная методология исследования заключалась в следующем:
1) отсутствие в экономическом анализе средств математики и геометрических иллюстраций;
2) использование принципа исходной (базовой) категории, которой считается стоимость (ценность).
Главным элементом в методологическом инструментарии К. Менгера является микроэкономический анализ позволивший, противопоставить учению «классиков» об экономических отношениях между классами общества анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, и выявить и решить экономические проблемы, рассматривая их только на уровне индивида или на микроуровне.
Непосредственное удовлетворение потребностей человека обеспечивается распоряжение благом первого порядка, а обладание благами второго, третьего и более отдаленных порядков требует, чтобы их непосредственным образом можно было бы применить к удовлетворению всех остальных потребностей. В этой связи автор «Оснований» обосновывает положение о том, что блага высшего порядка становятся потребляемыми в соответствии с «законами причинности» и подвергаясь «изменению».
Менгер разрабатывая теорию стоимости (ценности), определяемую предельной полезностью, убеждал, что ценность экономических благ открывается человеком в процессе удовлетворения потребностей, т.е. тогда, когда он сознает зависимость от их наличия в своем распоряжении и не имеют для человека никакой ценности, в том числе потребительной.
Ценность – это предложение, которым обладают хозяйствующие люди, о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния.
Методология Менгера и его сторонников была ограничена микроанализом. Она предполагала принятие решений, опирающихся на сопоставление доходов и затрат, т.к. вся хозяйственная деятельность строится на сочетании предельных величин – минимизации и максимизации; на сопоставление затрат и результатов основывается оценка эффективности.
Австрийская школа – отправная база развития маржинализма, одного из математических направлений в экономической науке.
Теория предельных величин переносит центр тяжести экономического анализа с оценки издержек и затрат на определение конечных результатов. Производственные ресурсы и создаваемые блага получают свою оценку от значимости конечного продукта, а не от размеров затраченных усилий.
Евгений (Ойген) фон Бем – Баверк (1851-1914) – представитель австрийской школы маржинализма. Ему принадлежит обоснование теории предельной полезности, также разработал «теорию ожидания», объясняющую происхождение, уровень и динамику процента на капитал.
Центральная идея этой теории заключается в следующем: в связи с продолжительностью времени, в течение которого средства производства превращаются в продукт (т.е. переносят свою стоимость на продукт), возникает разница в ценности этих средств и продукта. Эта разница представляет собой основу возникновения процента на капитал.
Происхождение процента на капитал связано со стремлением людей приобретать блага сегодня, а не откладывать на завтра. По мнению Бем-Баверка, рабочие, в отличие от капиталистов, недооценивают свое будущее и стремятся не откладывать получение плодов своего труда. Капиталисты же, напротив, готовы откладывать получение своего дохода. При этом Бем-Баверк считал, что процент на капитал является общеэкономической категорией, свойственной любой экономике, где имеет место обмен товаров текущего и будущего потребления.
Бем-Баверк опирается на три причины, по которым люди выражают готовность приобретать блага именно сегодня, а не завтра:
1) наличие в обществе малообеспеченных людей, которые в целом предпочитают получить благо сегодня, а не завтра;
2) в некоторой части общества наблюдается недостаток воли, воображения и веры, чтобы предпочитать будущие блага сегодняшним;
3) людям больше свойственно стремление к «окольному» производству сегодня в надежде получить больше продукта (выгоды) теперь же, чем к «непосредственному» производству в будущем.
Это утверждение подкрепляется тем, что, по утверждению Бем-Баверка, отдача производства в дальнейшие периоды будет снижаться.
Согласно Бем–Баверку, процент – это доход, составляющий доход капитала. Его основанием служит: высокая оценка текущих благ по отношению к будущим благам; недооценка потребностей и предпочтений и увеличение ценности потребляемых благ.
Процент реализуется в обмене сегодняшних благ на будущие. Норма процента определяется на рынке на основе принципа предельной полезности, в котором изложено положение о снижении ценности материального блага в соответствии с «законом насыщения потребностей». Предельной полезностью называется прирост общей полезности при увеличении общего количества блага на единицу. Потребность в конкретном товаре определяется предельной полезностью, т.е. наименее важной из всех возможных и удовлетворяемых с помощью имеющегося количества благ.
- Экономические учения Древней Азии. Законы царя Хаммурапи. Конфуций. «Артхашастра»
- Экономические учения Древней Греции. Ксенофонт. Платон. Аристотель.
- Экономическая мысль Древнего Рима. Катон Старший. Варрон. Гракхи Тиберий. Гай.
- Экономические идеи феодализма в арабских странах. Коран. Ибн-Хальдун.
- Экономические идеи феодализма в Западной Европе. «Салическая правда», «Капитулярий о виллах», Фома Аквинский.
- Экономические идеи феодальной России (IX-XVI вв.). «Русская правда», Ермолай Еразм.
- Возникновение утопического социализма. Томас Мор. Компонелла.
- Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории.
- В. Петти. Особенности экономического развития Франции в XII-XVIII вв., их отражение во взглядах п. Буагильбера.
- Физиократы. Ф. Кенэ и его концепция «естественного порядка», «Экономическая таблица». П. Тюрго.
- А. Смит – центральная фигура концепции экономического либерализма. «Исследование о природе и причинах богатства народов».
- Д. Рикардо и его работа «Начала политической экономии и налогообложения». Теория распределения.
- «Закон ж.Б. Сэя» и его критики. Проблема реализации: «закон рынков».
- Т. Малтус, н. Сениор, ф. Бастиа.
- Завершение классической политической экономии. Д.С. Милль.
- Экономическая теория к. Маркса.
- Предшественники маржинализма. Г. Госсен, ж. Дюпюи, и. Тюнен, а. Курно.
- Основные направления маржинализма; роль и историческое значение маржиналистской революции в развитии экономической мысли.
- Австрийская школа. К. Менгер, о. Бем-Баверк, ф. Визер.
- Английский вариант теории предельной полезности. У. Джевонс: концепция «отрицательной полезности».
- Лозаннская школа. Л. Вальрас – основоположник теории общего экономического равновесия.
- Второй этап «маржинальной революции» и возникновение неоклассической теории. Кембриджская школа. А. Маршалл.
- Американская школа Дж. Б. Кларк.
- Теория рынка с несовершенной конкуренцией э. Чемберлина и Дж. Робинсон.
- Лозаннская школа в. Парето – социальный философ и экономист. Оптимум в. Парето.
- Институционализм. Содержание и значения работы т. Веблена «Теория праздного класса».
- Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса.
- У. Митчелл и его теория циклов.
- Дж. Гэлбрейт: концепция «зрелой корпорации» и техноструктуры.
- Критика Кейнсом основных положений классического и неоклассичечского направлений. Методология Кейнса.
- Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.
- Неокейнсианство (ортодоксальное кейнсианство).
- Ф. Лист и «национальная экономия». Методология исторической школы.
- Соединение целей исторической школы с теориями либеральной ориентации в работах м. Вебера и в. Зомбарта.
- Исторические условия возникновения «нового либерализма».
- М. Фридмен и его экономические концепции.
- Идеология либерального дворянства н.С. Мордвинов, м.М. Сперанский.
- Теоретики промышленного развития России: ю.Э. Янсон, а.И. Чупров, и. Янжул.
- Экономические взгляды с.Ю. Витте, денежная реформа. Концепция модернизации экономики России п.А. Столыпина.
- Русская математическая школа: в.К. Дмитриев, н.А. Столяров, е.Е. Слуцкий, в.С. Войтинский.
- Экономические взгляды в.И. Ленина.
- Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства а.В. Чаянова.
- Н.Д. Кондратьев: трактовка аграрных проблем. Учение о «больших циклах конъюнктуры».
- Л.В. Канторович – создатель теории линейного программирования.