Экономические идеи феодализма в Западной Европе. «Салическая правда», «Капитулярий о виллах», Фома Аквинский.
Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии и создавших в V—VI вв. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда — не единственный сборник варварских законов и по времени записи их даже не самый древний. Но этот сборник — наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах более раннего и более позднего времени и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется. Перед нами выступает древнее германское право, некоторыми деталями прямо напоминающее черты быта и нравов, существовавшие у древних германцев еще за несколько сот лет до вторжения их в Римскую империю и описанные когда-то Юлием Цезарем и Тацитом.
Другая достопримечательность западноевропейской экономической мысли раннего средневековья «Капитулярий о виллах» (начало IX века) Карла Великого (или его сына - Людовика Благочестивого) дает представление об организации и управления вотчиной.
Согласно «Капитулярием» вся земля вотчины была в собственности ее обладателя (вотчинника), а большинство населения составляли закрепощенные крестьяне. В имении имели также жить «добрые мастера», которые производили какую ремесленную продукцию. Хозяйство имело натуральный характер, король приписывал продавать только излишки, а покупать то, что не производилось в вотчине, взимать оброки натурой и создавать продуктовые запасы.
Фома Аквинский (1225 - 1274) - монах-доминиканец (самый авторитетный идеолог средневековой Европы). С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями. Широкую известность приобрел его трактат «Сумма теологии». В нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий и двойственность оценок (религиозная и естественная). Исходной категорией является труд как необходимость для удовлетворения потребностей, устранения праздности и укрепления нравственности. Однако труд в обществе разделен, что «обусловлено: во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям...» Он делал вывод о том, что крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия - для духовного и умственного. Как и античные авторы, к физическому труду он относился презрительно. Частную собственность он признает как необходимую для общей пользы и личного интереса. Разделение труда требует обмена, который возможен, по Аквинату, в двух видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли). Первое естественно, второе - нет, так как не делает человека нравственным. Однако считает, что немало случаев, когда можно продавать дороже, чем купил: улучшение купленной вещи, хранение, перевозка, риск потерять товар, плата за труд купца. Такая прибыль богоугодна, должна включаться в цену. Цена является справедливой, если учитывает затраты на производство товара и дает возможность жить продавцу в соответствии со своим социальным положением. Аквинат признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).
- Экономические учения Древней Азии. Законы царя Хаммурапи. Конфуций. «Артхашастра»
- Экономические учения Древней Греции. Ксенофонт. Платон. Аристотель.
- Экономическая мысль Древнего Рима. Катон Старший. Варрон. Гракхи Тиберий. Гай.
- Экономические идеи феодализма в арабских странах. Коран. Ибн-Хальдун.
- Экономические идеи феодализма в Западной Европе. «Салическая правда», «Капитулярий о виллах», Фома Аквинский.
- Экономические идеи феодальной России (IX-XVI вв.). «Русская правда», Ермолай Еразм.
- Возникновение утопического социализма. Томас Мор. Компонелла.
- Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории.
- В. Петти. Особенности экономического развития Франции в XII-XVIII вв., их отражение во взглядах п. Буагильбера.
- Физиократы. Ф. Кенэ и его концепция «естественного порядка», «Экономическая таблица». П. Тюрго.
- А. Смит – центральная фигура концепции экономического либерализма. «Исследование о природе и причинах богатства народов».
- Д. Рикардо и его работа «Начала политической экономии и налогообложения». Теория распределения.
- «Закон ж.Б. Сэя» и его критики. Проблема реализации: «закон рынков».
- Т. Малтус, н. Сениор, ф. Бастиа.
- Завершение классической политической экономии. Д.С. Милль.
- Экономическая теория к. Маркса.
- Предшественники маржинализма. Г. Госсен, ж. Дюпюи, и. Тюнен, а. Курно.
- Основные направления маржинализма; роль и историческое значение маржиналистской революции в развитии экономической мысли.
- Австрийская школа. К. Менгер, о. Бем-Баверк, ф. Визер.
- Английский вариант теории предельной полезности. У. Джевонс: концепция «отрицательной полезности».
- Лозаннская школа. Л. Вальрас – основоположник теории общего экономического равновесия.
- Второй этап «маржинальной революции» и возникновение неоклассической теории. Кембриджская школа. А. Маршалл.
- Американская школа Дж. Б. Кларк.
- Теория рынка с несовершенной конкуренцией э. Чемберлина и Дж. Робинсон.
- Лозаннская школа в. Парето – социальный философ и экономист. Оптимум в. Парето.
- Институционализм. Содержание и значения работы т. Веблена «Теория праздного класса».
- Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса.
- У. Митчелл и его теория циклов.
- Дж. Гэлбрейт: концепция «зрелой корпорации» и техноструктуры.
- Критика Кейнсом основных положений классического и неоклассичечского направлений. Методология Кейнса.
- Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.
- Неокейнсианство (ортодоксальное кейнсианство).
- Ф. Лист и «национальная экономия». Методология исторической школы.
- Соединение целей исторической школы с теориями либеральной ориентации в работах м. Вебера и в. Зомбарта.
- Исторические условия возникновения «нового либерализма».
- М. Фридмен и его экономические концепции.
- Идеология либерального дворянства н.С. Мордвинов, м.М. Сперанский.
- Теоретики промышленного развития России: ю.Э. Янсон, а.И. Чупров, и. Янжул.
- Экономические взгляды с.Ю. Витте, денежная реформа. Концепция модернизации экономики России п.А. Столыпина.
- Русская математическая школа: в.К. Дмитриев, н.А. Столяров, е.Е. Слуцкий, в.С. Войтинский.
- Экономические взгляды в.И. Ленина.
- Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства а.В. Чаянова.
- Н.Д. Кондратьев: трактовка аграрных проблем. Учение о «больших циклах конъюнктуры».
- Л.В. Канторович – создатель теории линейного программирования.