logo
44 вопроса ИЭУ

Экономические идеи феодализма в Западной Европе. «Салическая правда», «Капитулярий о виллах», Фома Аквинский.

Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии и создавших в V—VI вв. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда — не единственный сборник варварских законов и по времени записи их даже не самый древний. Но этот сборник — наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах более раннего и более позднего времени и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется. Перед нами выступает древнее германское право, некоторыми деталями прямо напоминающее черты быта и нравов, существовавшие у древних германцев еще за несколько сот лет до вторжения их в Римскую империю и описанные когда-то Юлием Цезарем и Тацитом.

Другая достопримечательность западноевропейской экономической мысли раннего средневековья «Капитулярий о виллах» (начало IX века) Карла Великого (или его сына - Людовика Благочестивого) дает представление об организации и управления вотчиной.

Согласно «Капитулярием» вся земля вотчины была в собственности ее обладателя (вотчинника), а большинство населения составляли закрепощенные крестьяне. В имении имели также жить «добрые мастера», которые производили какую ремесленную продукцию. Хозяйство имело натуральный характер, король приписывал продавать только излишки, а покупать то, что не производилось в вотчине, взимать оброки натурой и создавать продуктовые запасы.

Фома Аквинский (1225 - 1274) - монах-доминиканец (самый авторитетный идеолог средневековой Европы). С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями. Широкую известность приобрел его трактат «Сумма теологии». В нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий и двойственность оценок (религиозная и естественная). Исходной категорией является труд как необходимость для удовлетворения потребностей, устранения праздности и укрепления нравственности. Однако труд в обществе разделен, что «обусловлено: во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям...» Он делал вывод о том, что крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия - для духовного и умственного. Как и античные авторы, к физическому труду он относился презрительно. Частную собственность он признает как необходимую для общей пользы и личного интереса. Разделение труда требует обмена, который возможен, по Аквинату, в двух видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли). Первое естественно, второе - нет, так как не делает человека нравственным. Однако считает, что немало случаев, когда можно продавать дороже, чем купил: улучшение купленной вещи, хранение, перевозка, риск потерять товар, плата за труд купца. Такая прибыль богоугодна, должна включаться в цену. Цена является справедливой, если учитывает затраты на производство товара и дает возможность жить продавцу в соответствии со своим социальным положением. Аквинат признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).