logo
44 вопроса ИЭУ

Экономические идеи феодальной России (IX-XVI вв.). «Русская правда», Ермолай Еразм.

Экономическая мысль Древной Руси, не знавшей рабовладельческого строя, возникла в Киевской Руси – могущественном и авторитетном государстве Европы. Договоры князей, грамоты и, прежде всего, все летописи дают нам относительное полное представление о торговой и налоговой политики, характер земледелия, развитии ремесел, росте городов. Ценным источником сведений о феодализации Руси служит «Русская правда» – своеобразный кодекс содержавший нормы торговли (внутренней рынок), и «гость бы» (внешняя торговля - гости купцы) действовал этот свод законов, где первые статьи принадлежат Ярославу Мудрому (1019-1054), а остальные сформулированы позднее - с 30-х гг. XIв до XVв. В 1097г. на съезде русских князей закреплено право получения земли «от отца» (вотчины), что стало началом феодального раздробления Руси и одной из причин ее поражения при нашествии восточных кочевников (татаро-монгольского иго). Экономическая мысль этого сложного периода отражала идею объединения в сильное государство («городские ереси» в Новгороде XIV-XV на этапе «Задонщина» где прославился Дмитрий Донской).

При Иване III (1462-1505) формирование централизованного государства завершилось и за XVв территория Московского княжества выросла в 30 раз. В 1497г. был издан «Судебник» – первый общерусский сводник законов. В его 56-й статье ограничивался срок выхода крестьян от феодала 2 недели до и после Юрьева дня (26 ноября). Одновременно там отражены: ликвидации феодальной раздробленности, широкая торгово-ремесленная деятельность, градостроительство, развитие горнодобывающей и литейных заводов.

Взгляды поместного дворянства XVI в. отразил Ермолай Еразм, священник и позднее монах, написавший произведение «Благо хотящим царем правительница и землемерие» (40-50 гг. XVI в) предназначенное для Ивана IV. В «Правительнице» автор отстаивал интересы поместного дворянства. Повинности крестьян считал слишком высокими, предполагая ограничить их пятой частью и выполнять только в форме натурального оброка. Размер поместного надела и количества душ, крепостных Еразм ставил в зависимость от службы, а богатство вельмож отвергал как несправедливое. Работа имела четкую антибоярскую направленность.

Выступая против ростовщичества и обогащения торговцев за счет чрезмерной прибыли, он писал: «Растет по Божьему повелению, садовое, серебру же не положа Бог растениа». В руководстве Ермолай предлагает царю осуществить систему важных мероприятий по совершенствованию социально-экономического порядка: законодательное урегулирование повинностей, порядок обеспечения царя денежными средствами, реформу измерения земли, отмену кормлений, урегулирование воинской службы. Это произведение:

- первый в России специальный экономика;

- политический трактат.