Доход предприятия и его виды
Врыночной экономике, представленной движением товарно-денежных потоков, доход всегда выступает в виде определенной суммы денег. Доходесть денежная оценка результатов деятельности фирмы (или отдельного физического лица) в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение, т.е. это выручка от реализованной продукции (услуги) в течение какого-либо периода, как правило, за год. Она отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы. Это значит, что условием получения денежного дохода является эффективное участие фирмы в экономической жизни общества. Сам факт получения дохода есть объективное свидетельство такого участия, а его размер есть показатель масштаба этого участия.
Доход фирмы состоит из 2-х частей.
1) из выручки от реализации продукции(товаров или услуг). Она представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и неосновной деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги (выполненные работы), оплаченные покупателем или заказчиком;
2) из внереализационных доходов,являющимися побочными финансовыми поступлениями фирмы. Они непосредственно не связаны с основной производственной деятельностью. Их источниками служат: дивиденды на вложенные паи или приобретенные акции и другие ценные бумаги; штрафы, полученные от контрагентов; пени, неустойки, проценты за хранение денежных средств в банке и другие доходы.
Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Оно выступает в качестве конечной целии мощного стимула массового повседневного предпринимательства.
Получение фирмой доходасвидетельствует о реализации продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.
Соответственно видам издержек подразделяются и доходы. Поэтому принято выделять общий, средний и предельный доходы.
Общий (совокупный) доход (TR) -это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на количество проданных его единиц:
TR= РQ
где TR-total revenue(рэвенью) - общий доход;
Р – цена единицы товара;
Q– количество проданных единиц товара.
Средний доход (AR) -это выручка от реализации единицы продукции, т.е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как ценаза единицу продукции для покупателяи как доход от единицы продукции для продавца.
Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции и исчисляется по формуле:
AR=TR:Q
где AR– средний доход;
TR– общий доход;
Q– количество проданных единиц продукции.
При постоянной цене средний доход AR равен цене реализации, что очевидно из приведенной формулы:
,
где Р – цена единицы продукции.
Поэтому цена и средний доход в западной экономической теории выступают как одно и то же явление, которое лишь рассматривается с разных точек зрения. Расчет среднего дохода (AR) имеет смысл производить за определенный период только в том случае, если изменяются цены на выпускаемую однородную продукцию (или если фирма ориентируется на производство ряда изделий, моделей и т.д.).
Предельный (дополнительный) доход (MR) -это добавочныйдоход к общему доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительныйединицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, так как показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу.
Предельный доход (MR) позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительный единицы выпускаемой продукции. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы.
Предельный доход определяется как разность общего дохода от продажи п +1единиц товара и общего дохода от продажиптоваров:
, или рассчитывается как:
,
где TR– приращение общего дохода,
Q– приращение выпуска продукции на одну единицу.
В условиях совершенной конкуренции фирма продает дополнительные единицы продукции по постоянной цене, так как любой продавец не может повлиять на установившуюся рыночную цену. Предельный доход будет равен цене единицы продукции (MR=P), так какTR=PQ, поэтому
.
Используя данные формулы, рассчитаем размеры совокупного, среднего и предельного доходов, полученных конкурентной фирмой (табл. 5.1.). Как видно из табл. 5.1., TRувеличивается на постоянную величину, равную цене единицы продукции, так как при условии совершенной конкуренции дополнительные единицы продаются по постоянной рыночной цене. Графически это утверждение представлено на рис. 5.1.
Таблица 5.1.
Совокупный, средний и предельный доходы (при постоянных ценах)
Q | P | TR | MR | AR |
0 | 31 | 0 | - | - |
1 | 31 | 31 | 31 | 31 |
2 | 31 | 62 | 31 | 31 |
3 | 31 | 93 | 31 | 31 |
4 | 31 | 124 | 31 | 31 |
5 | 31 | 155 | 31 | 31 |
6 | 31 | 186 | 31 | 31 |
7 | 31 | 217 | 31 | 31 |
8 | 31 | 248 | 31 | 31 |
9 | 31 | 279 | 31 | 31 |
10 | 31 | 310 | 31 | 31 |
Рис. 5.1. Кривая общего, среднего и предельного дохода фирмы
Поскольку фирма может продавать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (МR) в условиях чистой конкуренции совпадает с кривой совершенно эластичного спроса (D). Кривая же общего дохода фирмы (TR) имеет вид прямой восходящей линии, так как этот показатель увеличивается на постоянную величину с каждой дополнительной единицей продаж.
Допустим, что цены влияют на спрос, а следовательно, и на доход фирмы (табл. 5.2.). Как видно из табл. 5.2., по мере увеличения объема выпускаемой продукции TRвозрастает, причем замедляющими темпами, достигая своего максимума (25), а затем начинает снижаться. Заметим, что валовой доход растет до тех пор, пока предельный доход имеет положительное значение. Но когда предельный доход отрицателен, TR снижается. Предельный доход является положительным, если спрос на продукцию эластичен (в примере — это уровень цены 5—10 денежных единиц). В диапазоне цены 1—5 денежных единиц — спрос неэластичен, что и обусловило отрицательное значение предельного дохода. Этот участок на кривой спроса нежелателен для неконкурентной фирмы, потому что дальнейшее увеличение объема выпуска больше сказывается на издержках, чем на доходе, что уменьшает прибыль.
Таблица 5.2.
Совокупный, средний и предельный доходы (при изменяющихся ценах)
Р | Q | TR | MR | AR |
10 | 0 | - | - | - |
9 | 1 | 9 | 9 | 9 |
8 | 2 | 16 | 7 | 8 |
7 | 3 | 21 | 5 | 7 |
6 | 4 | 24 | 3 | 6 |
5 | 5 | 25 | 1 | 5 |
4 | 6 | 24 | -1 | 4 |
3 | 7 | 21 | -3 | 3 |
2 | 8 | 16 | -5 | 2 |
1 | 9 | 9 | -7 | 1 |
Взаимосвязь между совокупным, средним и предельным доходами для неконкурентной фирмы показана на рис. 5.2.
Рис. 5.2. Взаимосвязь между совокупным, средним и предельным доходами неконкурентной фирмы
В отечественной хозяйственной практике используются такие показатели дохода, как валовой и чистый. Валовой доход отражает результат не только производственной, но и всей хозяйственной деятельности предприятия, так как учитывает конечные результаты его деятельности по мере завершения кругооборота средств и расчетов с потребителями. Он представляет собой выручку от реализации продукции за вычетом материальных затрат (затраты на материалы, сырье) и амортизацию.Чистый доход – это разница между суммой выручки от реализации и всеми издержками предприятия. Основной формой чистого дохода являетсяприбыль.
- 1.Введение 4
- Основы теории поведения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Бюджетные ограничения потребителя. Равновесие потребителя. Эффекты дохода и замещения
- Теория производства фирмы
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Продукт предприятия (фирмы): общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения системности
- Доходы предприятия
- Доход предприятия и его виды
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции
- Подходы к трактовке понятия несовершенной конкуренции
- Фирма в условиях чистой монополии
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Ценообразование на факторы производства
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия (фирмы)
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Государственное регулирование деятельности предприятия (фирмы)
- Литература