Типы хозяйственных стратегий
В условиях рынка, при наличии конкурентной среды рост эффективности производства может осуществляться преимущественно в рамках таких хозяйственных стратегий, которые направлены на получение долгосрочной прибыли, на повышение устойчивости финансового положения предприятия и его конкурентоспособности на относительно длительный период времени.
Обеспечить высокую прибыльность в краткосрочном плане предприятие может и, не прибегая к повышению эффективности производства, а, в конечном счете, и ценой ослабления своих позиций в конкурентной борьбе в будущем. И наоборот, относительно продолжительный период времени обеспечивать свою конкурентоспособность, добиваться получения более высокой кумулятивной прибыли (за несколько лет, обычно от 7 до 12) вместо поиска сиюминутной выгоды предприятие может только путем повышения эффективности производства на постоянной основе.
Мероприятия по повышению эффективности производства, его дальнейшей интенсификации требуют, в конечном счете, технической модернизации производства, внедрения достижений НТП и адекватной перестройки систем управления и организации труда. А это, в свою очередь, означает длительный период оборота капитала, окупаемости затрат и получение возможно и более высокой прибыли (прежде всего ее массы), но за относительно продолжительный период времени. Крупные инвестиции в новое промышленное строительство, крупные затраты на НИОКР имеют длительный период окупаемости и приносят прибыль в среднем через 7–8 лет. Перестройка организационных структур и систем управления, подготовка и обучение кадров, повышение квалификации рабочей силы, другие мероприятия по расширенному воспроизводству человеческого капитала более высокого качества, как и мероприятия по внедрению и освоению новой техники, также имеют сроки окупаемости затрат более одного года. Кроме того, разработка и производство новой продукции требует часто радикальных изменений в сбытовой сети, а ее формирование занимает сегодня в среднем 3-5 лет. Таким образом, осуществление мероприятий, обеспечивающих рост эффективности производства и повышение конкурентоспособности, возможно преимущественно в рамках хозяйственных стратегий, рассчитанных на получение долгосрочной прибыли. Такие стратегии, в рамках которых осуществляется расширенное воспроизводство капитала, мы будем называть стратегиями первого типа. Но реализация стратегий такого типа не просто сопряжена с крупными начальными инвестициями, но и приводит к изменениям самих условий воспроизводства индивидуального капитала, на что руководство предприятий вынуждено реагировать соответствующим образом.
Стратегии второго типа направлены на оптимизацию текущих финансовых показателей, на максимизацию краткосрочной прибыли путем маневрирования хозяйственной структурой предприятия (его активов), спекуляции на рынке фиктивного капитала, искусственного завышения цен на продукцию.
В условиях рынка оба типа хозяйственных стратегий в управлении предприятиями переплетаются и их разделение достаточно условно. Поэтому для динамики эффективности производства важным является не строгое следование руководства предприятия тому или иному типу хозяйственных стратегий, а, во-первых, их соотношение во внутрифирменном управлении, во-вторых, соответствие выбранной стратегии задачам укрепления конкурентоспособности предприятия на рынке, а значит, тому технологическому укладу, хозяйственной специфике, тем сравнительным преимуществам, которыми в данный момент располагает конкретное предприятие.
Естественно, что в рамках каждого типа стратегий можно выделить множество их различных видов, соответствующих хозяйственной и производственной специфике данного предприятия. К стратегиям первого типа можно отнести:
• стратегию минимизации издержек производства;
• стратегию увеличения доли рынка сбыта, контролируемого предприятием (стратегия «доли рынка»);
• стратегию инновационного программирования НИОКР.
При минимизации издержек производства прибыль увеличивается в результате уменьшения затрат авансированного капитала. Рост эффективности производства происходит в результате уменьшения совокупных затрат труда, применения в производстве более производительной техники, более экономичных видов сырья и материалов, роста концентрации производства, увеличения серийности выпуска изделий с использованием оборудования большей единичной мощности (т.е. получения так называемой экономии на масштабах производства).
Стратегия, направленная на расширение доли рынка сбыта, способствует повышению эффективности производства за счет более высокой доли вновь созданной стоимости (условно – чистой продукции) в общем объеме реализованной продукции, темпов роста оборотов предприятий. Рост доли рынка сбыта непосредственно связан с достижением превосходства над конкурентами. А это во многом связано с повышением потребительских качеств, технического уровня продукции, качества обслуживания потребителей, выгодно отличающих продукцию данного предприятия, с реализацией других его сравнительных преимуществ. Реализация данной стратегии может также способствовать повышению эффективности производства за счет снижения удельных издержек по реализации продукции (т.е. за счет уменьшения товарных запасов, расходов по хранению изделий и т.п.).
В рамках инновационного программирования НИОКР, ориентированного на создание и производственное освоение нововведений, осуществляется не только создание и внедрение прогрессивных технологий, но и разработка принципиально новых видов продуктов, более высокого качества и не имеющих близких аналогов на рынке. Данная стратегия оказывает положительное воздействие на динамику эффективности производства за счет как снижения затрат (освоение новых технологий), так и увеличения результата. В условиях рынка для успешной борьбы с конкурентами предприятия при высоких темпах НТП вынуждены не просто приспосабливаться к сложившейся продуктовой структуре, а часто кардинально менять ее, формируя рынки новых товаров и услуг.
Естественно, что в реальной хозяйственной практике указанные виды стратегий первого типа тесно переплетаются. Так, по мере увеличения производства новых продуктов, освоения их конкурентами предприятие-первопроходец (или фирма-пионер) на этом рынке для сохранения или увеличения своей доли рынка должно позаботиться уже о более приемлемом для потребителей (в условиях выбора) уровне цен, а значит, и о минимизации издержек производства.
Среди стратегий второго типа можно выделить:
• стратегию максимизации (искусственного завышения) издержек производства;
• стратегию перекладывания роста издержек производства на ^потребителя (СРМ, от англ. cost pass-along management);
• имитационное программирование НИОКР;
• стратегию манипулирования «портфелем вложений капитала».
Стратегия максимизации издержек производства направлена на увеличение прибыли за счет государственных или иных субсидий при отсутствии прямой (внутриотраслевой) Ценовой конкуренции. В США, например, эта стратегия получила наибольшее распространение на предприятиях военно-промышленного комплекса.
В рамках СРМ рост издержек производства (например, и результате роста цен на сырье и материалы), и опять же при ослаблении внутриотраслевой конкуренции (например, при введении высоких тарифов на импорт готовых изделий), непосредственно учитывается в цене продукции, т.е. перекладывается на потребителя. Предприятия в условиях высоких темпов инфляции и быстрого обесценения инвестиций с длительным сроком окупаемости стараются не заменять те виды ресурсов, цены на которые возросли, или не начинать внедрение новых ресурсосберегающих технологий, если это требует крупных капиталовложений. Происходит только корректировка отпускных цен при неизменном уровне эффективности производства.
При имитационном программировании НИОКР экономический результат достигается за счет обновления ассортимента продукции за счет «косметических» улучшений в уже имеющихся на рынке продуктах (упаковка, дизайн, цвет и т.п.). Получить краткосрочную прибыль в рамках такой стратегии можно, но вряд ли она может обеспечить конкурентоспособность предприятия на длительную перспективу. Тем более что заметных изменений в уровне и темпах роста эффективности производства в этом случае происходить не будет, поскольку соотношение затрат и результатов не меняется. В сущности, имитационное программирование НИОКР – одно из проявлений стратегии СРМ, но уже применительно к преимущественно неценовой форме конкуренции.
Стратегия манипулирования «портфелем вложений капитала», в рамках которой осуществляются скупка и продажа действующих предприятий и активов фирм, слияния и поглощения одних фирм другими путем операций с ценными бумагами на фондовой бирже, негативно влияет на динамику эффективности производства вследствие непроизводительного отвлечения капитала: техническая модернизация производственных мощностей, прирост капиталовложений в развитие производства не происходит, а финансовые ресурсы используются лишь на перераспределение имеющегося производственного аппарата между собственниками средств производства. Основной акцент при этом делается на улучшение текущего финансового положения предприятия, на повышение его способности удовлетворять запросам той части держателей акций, которые заинтересованы, прежде всего, в стабильном получении высоких дивидендов или в игре на колебаниях курса акций, но никак не в долгосрочном увеличении стоимости ценных бумаг предприятия.
Преобладание каждого из типов стратегий определяется действием ряда факторов хозяйственной деятельности предприятий. Например, для стратегий ведущих японских фирм, прежде всего, характерна растущая диверсификация производства. Она связана с появлением новых идей и технологий (инновационное программирование НИОКР), с необходимостью выхода на новый рынок, когда обнаруживается, что на прежнем рынке наметился спад, появилась возможность захватить более высокую долю на новом рынке (стратегия «доли рынка») или создалась какая-либо иная угроза замедлению темпов роста компании. Производство диверсифицируется потому, что такова индустриальная политика правительства, предоставляющая дополнительные стимулы тем компаниям, которые осваивают новые отрасли промышленности и новые рынки сбыта, и т.п.
При этом первоначально акцент может делаться на одни виды хозяйственных стратегий, а затем – на другие. Японские промышленные компании при освоении новых для себя рынков (отраслей) стремились сначала лидировать по издержкам производства, что позволяло им начинать с небольшой доли рынка, постепенно ее повышая. А по достижении определенной доли рынка все большее значение приобретали инновационная активность и совершенствование производства. По мере того как снижалась доля издержек на заработную плату в стоимости продукции, компании стремились не увлекаться капиталовложениями в новую технику, а добиваться максимальной отдачи от имеющегося производственного оборудования, тщательно рассчитывая экономическую эффективность инвестиционных программ.
В целом изменение в соотношении стратегий зависит от управления на макроэкономическом уровне и от дальновидности предприятий, их готовности пожертвовать краткосрочной прибылью в обмен на более высокую, долгосрочную.
- Предисловие
- Краткое оглавление
- Введение. Предмет, метод и содержание курса
- Раздел 1
- Сферы и подразделения экономики
- Сферы экономики
- Отрасли экономики
- Межотраслевые комплексы
- Секторы экономики
- 2. Структурная перестройка экономики
- Особенности и направления структурной перестройки в России
- Тенденции развития промышленности
- Структурные изменения в агропромышленном комплексе
- Совершенствование воспроизводственной структуры экономики
- Региональные аспекты структурной перестройки
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Предприятие – основное звено экономики
- 1. Предпринимательство и предприятие Предпринимательская деятельность
- Понятие юридического лица
- Предпринимательство и бизнес
- Предприятие
- Типы предприятий
- Классификация по виду и характеру деятельности
- Классификация по размерам предприятия
- Классификация по формам собственности
- Классификация по принадлежности капитала
- Классификация по организационно-правовым формам
- 3. Объединения предприятий
- 4. Финансово-промышленные группы
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Предприятие как агент рыночной экономики
- Место предприятия в системе рыночных отношений Условия складывания рыночных отношений
- Самостоятельность предприятия
- Предприятие в различных рыночных структурах
- 2. Предприятие в рыночном механизме Общая характеристика рыночного механизма
- Спрос предприятия
- Предложение предприятия
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Раздел II экономические ресурсы предрпиятия Содержание раздела
- Раздел II экономические ресурсы предприятия
- Глава 4. Имущество и капитал предприятия
- 1. Имущество предприятия Понятие имущества предприятия
- Состав имущества предприятия
- 2. Капитал предприятия
- Собственный и заемный капитал
- Уставный капитал
- Размеры уставного капитала
- Основной и оборотный капитал
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Основные фонды предприятия
- 1. Экономическая сущность и воспроизводство основных фондов Экономическая сущность основных фондов
- Закономерности и показатели воспроизводства основных фондов
- 2. Состав и классификация основных фондов
- Классификация фондов по срокам производства, секторам экономики и отраслям
- Функционально-видовая классификация и структура основных фондов
- 3. Виды оценки и методы переоценки основных фондов
- Виды оценки основных фондов
- Методы переоценки основных фондов
- Службы оценки имущества
- 4. Износ и амортизация основных фондов Понятие износа основных фондов
- Амортизация основных фондов
- Норма амортизации
- Методы начисления амортизации
- Порядок использования амортизационного фонда
- 5. Показатели использования основных фондов предприятия
- Анализ показателей использования фондов
- Система резервов улучшения использования основных фондов
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Оборотные средства предприятия
- 1. Состав и классификация оборотных средств
- Элементы оборотных средств
- Нормируемые и ненормируемые оборотные средства
- Источники формирования оборотных средств
- 2. Определение потребности предприятия в оборотных средствах
- Порядок нормирования
- Методы нормирования
- Нормирование материалов
- Нормирование незавершенного производства
- Нормирование готовой продукции
- 3. Анализ использования оборотных средств предприятия
- Показатели эффективности использования
- Улучшение использования оборотных средств
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Трудовые ресурсы предприятия
- Персонал предприятия
- Категории производственного персонала
- Профессионально – квалификационная структура персонала
- Планирование численности и состава персонала
- Показатели динамики и состава персонала
- 2. Организация труда на предприятии
- Производительность труда
- Мотивация производительного труда
- Нормирование труда
- Виды норм
- Методы нормирования
- 4. Тарификация труда
- Ставки первого разряда
- Тарифная сетка
- 5. Материальное стимулирование труда
- Формы заработной платы
- Системы повременной заработной платы
- Системы сдельной заработной платы
- Надбавки и доплаты
- Должностные оклады
- Участие в прибыли предприятия
- 6. Рынок труда, занятость, безработица
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Раздел III производственная и организационная структура предприятия
- Раздел III. Производственная и организационная структура предприятия
- Глава 8. Принципы организации производства
- Производственная структура предприятия
- Элементы производственной структуры
- Специализация цехов
- Функциональные подразделения предприятия
- Факторы, влияющие на производственную структуру
- Типы промышленного производства
- Единичное производство
- Серийное производство
- Массовое производство
- 3. Организация производственного процесса
- Принципы рациональной организации
- Содержание производственного процесса
- Классификация производственных процессов
- 4. Производственный цикл
- Структура цикла
- Продолжительность цикла
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Техническая подготовка производства
- 1. Конструкторская подготовка производства
- Задачи конструкторской подготовки
- Этапы конструкторской подготовки
- 2. Технологическая подготовка производства
- Этапы технологической подготовки
- Организация технологической подготовки
- Документация по организации технологической подготовки
- Технологичность конструкции изделия
- Методы сравнения технологических процессов
- 3. Планирование технической подготовки производства
- План технической подготовки
- Методы планирования
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Организация производственной инфраструктуры
- Инструментальное хозяйство
- Организация инструментального хозяйства
- Классификация инструментов
- Определение потребности в инструменте
- Склады и кладовые инструмента
- Организация ремонтного хозяйства
- Виды ремонтных работ
- Организация проведения ремонтных работ
- Материально-техническое снабжение предприятия
- Классификация и индексация материалов
- Нормирование расхода материалов
- Нормирование запасов материалов
- Организация складского хозяйства
- Материально-техническое снабжение подразделений предприятия
- Транспортное хозяйство
- Виды транспорта
- Грузооборот и грузопоток
- Организация внутризаводских перевозок
- Система сбыта продукции
- Особенности процесса реализации
- Подразделение по сбыту
- Содержание посреднических функций
- Виды посредников
- Тенденции развития производственной инфраструктуры
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Организационная структура управления предприятием
- Линейная структура управления Особенности и области применения
- Преимущества и недостатки
- Функциональная структура управления Особенности и области применения
- Преимущества и недостатки
- 3. Дивизиональная структура управления Особенности и области применения
- Руководство
- Преимущества и недостатки
- 3. Адаптивные структуры управления Особенности и области применения
- Преимущества и недостатки
- 5. Принципы построения организационной структуры управления
- Глава 12. Экономическая стратегия предприятия
- Формирование хозяйственной стратегии
- Предпосылки формирования стратегии
- Типы хозяйственных стратегий
- Выбор типа хозяйственной стратегии
- Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия
- Составление прогноза
- Анализ внешней среды
- Прогнозирование сбыта
- 3. Товарная стратегия предприятия. План производства и реализации продукции
- Условия формирования товарной стратегии
- Формирование ассортимента
- Планирование нового продукта
- План реализации продукции
- 4. Производственная программа и производственные мощности предприятия
- Варианты производственной программы
- Показатели производственной программы
- Производственные мощности
- Проект производственных мощностей
- 5. Бизнес-план
- Содержание бизнес-плана
- Порядок разработки бизнес-плана
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Издержки производства и себестоимость продукции
- 1. Понятие и виды затрат предприятия Понятие затрат и издержек производства
- Виды затрат предприятия
- 2. Себестоимость продукции
- Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции
- Группировка затрат по экономическим элементам (смета затрат на производство)
- Группировка затрат по статьям калькуляции
- Определение себестоимости продукции
- Издержки фирмы в микроэкономической теории Общие, средние и предельные издержки
- Взаимосвязь валовых, средних и предельных издержек
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Формирование цен на продукцию предприятия
- Виды цен
- Классификация цен по степени регулируемости
- Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота
- Другие классификации цен
- Ценовая политика предприятия
- Задачи и механизм разработки ценовой политики
- Постановка целей ценовой политики
- Ценовая стратегия предприятия
- Выбор метода ценообразования
- Модификации цен
- Особенности ценообразования при различных моделях рынка
- Цены рынка свободной конкуренции
- Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
- Ценообразование в условиях олигополии
- Цены в условиях чистой монополии
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- ГЛаВа 15. Качество и конкурентоспособность продукции
- Понятия и показатели качества и конкурентоспособности
- Понятие качества продукции
- Показатели качества продукции
- Понятие конкурентоспособности
- Показатели конкурентоспособности
- Государственные и международные стандарты и системы качества
- Понятие стандартов и стандартизации
- Система стандартов в Российской Федерации
- Международные стандарты и системы качества
- Маркетинг и изучение рынка
- Проверки и
- Упаковка и хранение
- Развитие систем управления качеством
- Опыт управления качеством
- Современные проблемы управления качеством
- Развитие системы сертификации
- Политика предприятия в области качества
- Японская и американская модели управления качеством
- Опыт зарубежных предприятий
- Методы обеспечения качества
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Инновационная деятельность предприятия
- Понятие инноваций Виды инноваций
- Идея инновации
- Жизненный цикл инноваций
- Содержание инновационной деятельности
- Показатели потенциала предприятия
- Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии
- Показатели технического уровня новшества
- На стадии ниокр
- Показатели технического уровня производства
- Показатели технического уровня производства
- Технологический уровень производства
- Обобщенные критерии технологического уровня производства
- Экономическая оценка инноваций
- 3. Сравнительная экономическая эффективность новой техники и технологии
- Выбор базы сравнения
- Затраты на внедрение новой техники
- Эффект от внедрения новой техники
- Инновационный проект
- Оценка производственных возможностей
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Инвестиционная политика предприятия
- Понятие и принципы инвестиционной деятельности Понятие инвестиций
- Принципы инвестиционной деятельности
- Приемы и методы проектного анализа
- Виды анализа
- Методы анализа
- Метод дисконтирования
- Показатели доходности проекта
- Капитальные вложения
- Направления использования
- Источники финансирования
- 4. Эффективность портфельных инвестиций
- Цели портфельных инвестиций
- Риски финансовых инвестиций,
- Портфель ценных бумаг
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Природоохранительная деятельность предприятия
- Государственное управление природоохранными мероприятиями
- Государственные органы, регулирующие природопользование
- Механизм реализации государственной природоохранной политики
- Система экологических фондов России
- 2. Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятий
- Платежи за загрязнение окружающей среды
- Экологический паспорт предприятия
- Платежи за землепользование
- Платежи за водопользование
- Платежи за недра
- Платежи за пользование лесными ресурсами
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- Формы внешнеэкономической деятельности предприятия Виды внешнеэкономических сделок
- Направления внешнеэкономической деятельности
- Способы реализации экспортно-импортных операций
- Операции предприятия по экспорту Особенности экспортной политики предприятия
- Экспортные документы
- Формы расчетов по экспорту
- Таможенные сборы
- Особенности расчета экспортных цен
- 3. Операции предприятия по импорту и встречные сделки
- Сертификация импортируемых товаров
- Таможенная стоимость импортируемого товара
- Таможенные пошлины
- Встречные сделки
- 4. Предприятия с иностранными инвестициями
- Соглашения о разделе продукции
- Свободные экономические зоны в экономике России
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Содержание раздела
- Раздел V. Финансовые результаты и эффективность хозяйственной деятельности предприятия
- Глава 20. Финансы предприятия
- Финансовые ресурсы предприятия
- Источники финансовых ресурсов
- Направления использования денежных средств
- Финансовая служба предприятия
- 2. Выручка, доходы и прибыль предприятия
- Выручка и прибыль предприятия
- Показатели прибыли
- Балансовая прибыль
- 3. Планирование прибыли и порядок ее распределения на предприятиях различных организационных форм
- Методы планирования прибыли
- Принципы распределения прибыли
- Распределение прибыли на предприятиях различных организационных форм
- 4. Налоги и платежи, вносимые предприятиями в бюджет и во внебюджетные фонды
- Виды налогов
- Налог на прибыль
- Налог на имущество предприятия
- Плата за ресурсы
- Косвенные налоги
- Платежи во внебюджетные фонды
- 5. Финансовый план предприятия
- Структура финансового плана
- Взаимосвязь доходов и расходов
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Взаимоотношения предприятия с институтами финансово- кредитной системы
- Взаимодействие предприятий с банками
- Расчетно-кассовое обслуживание
- Банковское кредитование
- Валютные операции
- Лизинговые операции
- Факторинговые операции
- Трастовые операции
- Взаимоотношения предприятий с биржами
- Особенности биржевой торговли
- Виды биржевых сделок
- Фондовые биржи
- Роль страховых организаций в деятельности предприятий
- Принципы страхования
- Виды страхования
- Форма бухгалтерского баланса
- Активы и пассивы предприятия
- Типовая структура годового бухгалтерского баланса Бухгалтерский баланс за 199.. Г.
- Методы оценки статей баланса
- Значение бухгалтерской отчетности
- Система показателей эффективности производства и финансового состояния предприятия Понятие эффективности производства
- Принципы определения экономической эффективности
- Показатели финансового состояния предприятия
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Риск в предпринимательстве и угроза банкротства
- Виды рисков и методы их оценки
- Понятие и виды риска
- Факторы риска
- Анализ риска
- Методы количественного анализа риска
- Способы снижения риска
- Понятие и процедура банкротства
- Причины банкротства
- Процедура банкротства
- Внешнее управление
- Санация
- Принудительная ликвидация
- Добровольная ликвидация
- Мировое соглашение
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Словарь понятий и терминов
- Список рекомендуемой литературы
- Книги Издательской группы «Юристъ» можно купить
- 107005, Москва, ул., ф. Энгельса, д. 3/5, стр. 6 (ст. Метро «Бауманская») Тел.: (095) 267-41-45; Факс: (095) 261-82-97
- 107082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. Метро «Бауманская») Тел.: (09s) 267-96-24, 267-76-50; Факс: (095) 261-60-10
- Содержание
- Раздел I. Предприятие в системе национальной эКономики 9
- Глава 1. Народнохозяйственный комплекс россии 9
- Глава 2. Предприятие – основное звено экономики 22
- Глава 6. Оборотные средства предприятия 79
- Глава 7. Трудовые ресурсы предприятия 90
- Раздел III. Производственная и организационная структура предприятия 115
- Глава 8. Принципы организации производства 115
- Глава 9. Техническая подготовка производства 131
- Глава 10. Организация производственной инфраструктуры 143
- Глава 11. Организационная структура управления предприятием 166
- Глава 12. Экономическая стратегия предприятия 178
- Глава 13. Издержки производства и себестоимость продукции 204
- Глава 14. Формирование цен на продукцию предприятия 219
- ГЛаВа 15. Качество и конкурентоспособность продукции 236
- Глава 16. Инновационная деятельность предприятия 255
- Глава 17. Инвестиционная политика предприятия 275
- Глава 18. Природоохранительная деятельность предприятия 292
- Глава 19. Внешнеэкономическая деятельность предприятия 312
- Раздел V. Финансовые результаты и эффективность хозяйственной деятельности предприятия 329
- Глава 20. Финансы предприятия 330
- Глава 21. Взаимоотношения предприятия с институтами финансово- кредитной системы 350
- Глава 22. ОцЕнка эффектиВнОсти хозяйственной деятельности предприятия и составления его баланса 365
- Глава 23. Риск в предпринимательстве и угроза банкротства 380