Основные формы организации предпринимательства, их достоинства и недостатки.
Предпринимательство существует в разных формах. В основе их классификации лежат два признака - форма собственности и величина фирмы.
В зависимости от формы собственности предпринимательство делится на государственное и частное. Удельный вес этих двух секторов в национальной экономике подвижен: при национализации границы государственного предпринимательства расширяются, приватизация их сужает.
Государственное предпринимательство обычно более капиталоемкое и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной опекой правительства. В то же время частный сектор имеет перед государственным ряд преимуществ:
- он свободен в избрании наиболее прибыльной сферы деятельности;
- не регламентирован в объемах бизнеса;
- не ограничен твердой ценой.
В предпринимательстве выделяют три вида:
1) индивидуальное, или частное,
2) товарищество, или партнерство,
3) корпорация (акционерное общество).
Индивидуальным предпринимательством называют бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность и у него невелик капитал - в этом недостатки индивидуального предпринимательства.
Его преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Он платит только подоходный налог и освобожден от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов, врачей и т.п.
Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два и более человек. Партнерство тоже облагается только подоходным налогом. Достоинства партнерства в том, что его легко организовать и привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относят ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала, неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками, сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы. В форме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т.п.
Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация - акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Акционерная форма предпринимательства стала в России самой популярной.
К числу преимуществ корпораций относятся:
- неограниченные возможности привлечения денежною капитала через продажу акций и облигаций.
- привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций.
- стабильность функционирования корпорации, ибо выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.
К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся:
- двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций: первый раз как часть прибыли корпорации, а второй раз как часть личного дохода владельца акции. Для владельцев малых корпораций тяжесть двойного налогообложения особенно заметна. Поэтому в США закон допускает для таких фирм получение статуса 5 - корпорации (small business corporation), при котором доход корпорации считается доходом ее владельцев и облагается только подоходным налогом.
- благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости.
- разделение функций собственности и контроля. В корпорациях, акции которых распылены среди многочисленных владельцев, отрывается функция контроля от функции собственности. Владельцы акций заинтересованы в максимальных дивидендах, а менеджеры стараются их уменьшить, чтобы пустить деньги в оборот.
Существуют и другие недостатки корпораций, но их преимущества перевешивают их недостатки.
По признаку размеров предпринимательства различают: малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес.
В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга (от franchise - льготный) и венчурного (от venture - рисковать) предпринимательства.
Франчайзинг - это система мелких частных фирм, которые включают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т.д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги не затрачивая их на реализацию собственной продукции и кроме того они получают регулярные платежи от своих подопечных.
Венчурная фирма - это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют "прогореть", если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции. Родиной венчурного предпринимательства являются США, где оно возникло после второй мировой войны. В настоящее время венчурные фирмы начинают создаваться и функционировать и в России. Однако в целом мелкий бизнес не получил в России широкого распространения.
Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, т.к. ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).
Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.
В каждой стране существует своя организационная структура бизнеса.
Формы предпринимательской деятельности в России определены Гражданским Кодексом Российской Федерации (1995 г.).
В соответствии с ним все организации (юридические лица) разделяются на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие основной целью имеют извлечение прибыли. Некоммерческие не ставят таких целей.
Коммерческие фирмы могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Хозяйственные товарищества, в свою очередь, существуют в формах: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного товарищества), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества (открытого и закрытого), дочерних и зависимых обществ.
Некоммерческие фирмы создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов.
- Этапы становления и развития экономической теории. Российская экономическая мысль, её вклад в мировую экономическую науку.
- Аристотель (384-322 век до нашей эры) – противопостояние экономики, хрематистике, то есть предметом хрематистики было объявлено умение наживать состояние, делать деньги.
- Предмет экономической теории, её философские и методологические основы. Экономическая категория, экономический закон и закономерность как ступени познания экономических явлений.
- Взаимосвязь производства и потребления. Проблема ограниченности ресурсов. Виды ресурсов. Классификация потребностей. Кривая производственных возможностей.
- Факторы производства, их взаимодействие, взаимозаменяемость и комбинация. Производственная функция и её разновидности.
- Собственность как экономическая категория: сущность, формы, законы. Эволюция форм собственности.
- Экономические системы: сущность, критерии, типы. Факторы и закономерности эволюции. Смешанные экономические системы.
- Товарное хозяйство: условия возникновения, основные черты и типы. Историческая динамика товарного производства.
- Товар и его свойства. Альтернативные теории свойств товара и стоимости.
- Механизм функционирования рынка несовершённой конкуренции. Виды несовершенной конкуренции. Механизм равновесия рынка в условиях несовершенной конкуреции.
- Рыночные структуры несовершенной конкуренции
- Теория формирования и использования человеческого капитала.
- Рынок: условия и принципы функционирования, структура. Виды рынков. Сегментация рынка.
- Функция спроса и предложения, факторы их определяющие. Эластичность спроса и предложения.
- Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды. Риски в предпринимательстве.
- Основные формы организации предпринимательства, их достоинства и недостатки.
- Фирма в системе рыночных отношений. Теории фирмы.
- Предпринимательский капитал: различие трактовок. Функции, источники и методы формирования предпринимательского капитала. Первоначальное накопление капитала в России.
- Кругооборот и оборот капитала. Стадии кругооборота капитала. Основной и оборотный капитал. Показатели эффективного использования капитала. Материальный и моральный износ. Амортизация.
- Издержки производства, их сущность, структура и классификация. Теории издержек.
- Конкуренция: понятие, виды, функции. Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции.
- Факторное распределение доходов: предпринимательский доход, заработная плата, процент и экономическая рента.
- Теории рентных отношений. Земельная рента как доход с земли и её разновидности. Особенности формирования цены на землю. Арендная плата и цена земли.
- Теории заработной платы. Заработная плата: сущность, формы и системы, уровень, динамика.
- Теория потребительского поведения. Потребительский выбор. Кривые безразличия и бюджетное ограничение.
- Основные макроэкономические показатели и их измерение. Ввп и методы его подсчёта. Балансовый метод и метод системы национальных счетов.
- Экономический рост: сущность, типы, темпы и модели. Факторы и интегральные показатели экономического роста.
- Потребление и сбережение. Предельная и средняя склонность к потреблению и сбережению. Парадокс бережливости.
- Инвестиции: классификация и их функциональное назначение. Факторы, влияющие на величину инвестиций.
- Экономические теории цикличности развития экономической системы. Длинные волны. Содержание экономического цикла. Фазы цикла. Экономический кризис.
- Безработица: причины, виды и последствия. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Закон Оукена.
- Понятия и виды рыночного равновесия. Модели равновесия в концепциях основных экономических школ.
- Необходимость, пределы, инструменты государственного регулирования экономических процессов.
- Инфляция: сущность, формы, причины, последствия.
- Доходы населения, их формирование и распределение. Неравенство доходов и бедность населения Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Социальная политика государства.
- Теории мировой экономики и мирового рынка (теории абсолютных и сравнительных преимуществ). Глобализация: сущность, формы проявления и влияние на развитие национальных хозяйств.
- Международная валютная система: сущность, структура, эволюция.