logo search
reg_ek_po_voprosam(1)

17. Макроэкономическая концепция региона

Инструментарий региональной политикивключает все средства, используемые в экономической политике, которые могут быть условно разделены на две группы:

***Средства макроэкономической политики включают в себя налоговую (фискальную); бюджетную; ценовую; кредитно-денежную; социальную; внешнеторговую и др. политики

Меры макроэкономической политики могут быть реализованы двояким образом: либо частичный контроль над теми или иными инструментами региональной политики передается на уровень от­дельных регионов, либо он сосредоточивается в руках центральной власти

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

*Кредитно-денежная политика традиционно определяется на на­циональном уровне. Поскольку на рынке капиталов отдельные ре­гионы выступают как ценополучатели, попытки дифференциро­вать процентные ставки для различных регионов практически не предпринимаются.

*Внешнеэкономическое регулирование также осу­ществляется, как правило, на национальном уровне, за исключе­нием случаев особого регулирования в отдельных регионах, напри­мер, в СЭЗ.

Наиболее распространенным инструментом макроэкономического регулирования является фис­кальная политика, которая используется на национальном уровне и на уровне отдельных регионов.

*Государственная фискальная политика состоит в воздействии на уровень выпуска продукции и доходов через изменение налогов и государственных расходов. Ее использование на национальном и региональном уровнях исходит из двух основных посылок:

ь рост государственных расходов (государственные закупки, социальные выплаты) увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции и уровня занятости;

ь увеличение суммы налогов сокращает располагаемый доход и, следовательно, ведет к сокращению расходов, снижению спроса и через него - к снижению объема выпуска продукции и занято­сти.

Инструменты фискальной политики используются на регио­нальном уровне, также как и на национальном, в двух формах: как автоматические стабилизаторы и как активные регулирующие меры.

Автоматические стабилизаторы - это такие механизмы в эконо­мике, действие которых уменьшает реакцию производства на изме­нения совокупного спроса. Главными автоматическими стабилизаторами являются пособия по безработице и подоходный налог.

Однако автоматические стабилизаторы не в состоянии решить множество задач, которые стоят перед экономической политикой, поэтому все правительства пользуются мерами активной фискаль­ной политики, которые состоят в регулировании налоговых ставок и величины государственных расходов.

Дифференциация фискальной политики осуществляется по сле­дующим направлениям:

• региональная дифференциация налоговых ставок,

• региональная дифференциация государственных расходов, касающаяся как государственных закупок, так и социальных транс­фертов.

Влияние мер фискальной политики на регион ограничивается множеством факторов.

За счет действия межрегиональных эффек­тов распространения влияние проводимых мер фискальной полити­ки может оказаться существенно меньшим или просто не дать ре­зультатов, если, например, дополнительный спрос будет стимули­ровать только импорт товаров в регионе и не скажется на местном производстве и занятости.

В придачу к проблемам межрегионального перераспределения эффектов фискальной политики дифференциация налоговых ставок вызывает, как правило, сильную политическую оппозицию со стороны регионов, которые оказываются объектами налоговой дискриминации. В этом отношении государственные рас­ходы являются более гибким инструментом.