3.Необходимость поддержки депрессивных регионов.
Депрессивный регион — регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития.
Депрессивными территориями в регионе следует считать компактные образования (например, населенные пункты), которые являются точками напряжений. Число таких точек зависит лишь от того, какие параметры опережающего спада производства и снижения уровня жизни и в каких определяющих условиях (районы Крайнего Севера, районы национально-этнических конфликтов и т.п.) признаются недопустимыми и требующими немедленных регулятивных мер противодействия.
Современная система государственного регулирования развития регионов зачастую не содержит необходимых корректирующих воздействий, направленных на выход регионов из депрессивного состояния.
Поддержка депрессивных регионов основывается на таких принципах, как: обоснованность выбора объекта помощи, селективность политики государственной поддержки регионов, адресность и локализация помощи, легитимность и контролируемость.
Обоснованность выбора объекта помощи базируется на всестороннем анализе социально-экономической ситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборе наиболее острых по ситуации объектов. Прогнозные сценарии представляют собой краткую системную характеристику варианта состояния и развития депрессивной территории, включая и вариант нерегулируемого развития ситуации. С помощью этого же инструментария проводятся анализ состояния и диагностика развития депрессивных ситуаций в масштабах локальных территорий.
Каждый из сценариев содержит сведения о собственных и привлеченных ресурсах, направлении перемен в формировании депрессивного состояния, механизмах его преодоления. Иными словами, сценарный вариант есть прогнозная характеристика изменения состояния депрессии и требующихся для этого ресурсов, управленческих действий и т.д. Сравнительный анализ сценарных вариантов должен позволить не только более обоснованно оценить остроту депрессивной ситуации, но и диагностировать саму возможность санации депрессивных территорий.
Селективность (избирательность) государственной поддержки регионов связана со множеством регионов и предприятий, требующих поддержки, а также с дефицитностью регионального бюджета.
Объектами особой приоритетной поддержки в условиях массовых кризисных ситуаций социально-экономического, природно-ресурсного и экологического характера должна стать относительно небольшая группа производственно-хозяйственных (предприятия, объединения) и региональных (населенные пункты, ограниченные территории) структур, тех, где ситуация аномально обострена, а собственных и привлеченных ресурсов для перелома нарастающих негативных тенденций недостаточно. В производственно-хозяйственной сфере к числу таких структур в первую очередь относятся предприятия-банкроты; в региональных системах таковыми являются депрессивные территории, т.е. пространственно-локальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным причинам перестают действовать стимулы саморазвития, и, стало быть, нет оснований рассчитывать на автоматическое разрешение кризисных ситуаций.
В то же время в отличие от обанкротившихся предприятий территории как совокупности социально-экономического, природно-ресурсного, экологического, культурно-исторического потенциалов общества, как неотъемлемые составляющие единого государства не могут, естественно, обрекаться на ликвидацию, на механическое прекращение их функций.
Сам факт существования депрессивных территорий делает невозможной реализацию в их пределах конституционных прав, свобод и гарантий, отсюда вытекает безусловная необходимость разработки и использования на федеральном, субфедеральном и местных уровнях комплекса антидепрессивных мер. Это связано с тем, что рано или поздно точки депрессии становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напряжений.
Санацией (оздоровлением) территорий называется система мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования.
Идеология санации депрессивных территорий в переходный период основывается на априорных представлениях о недостаточности ресурсов для общего и относительно равномерного подъема территорий и о предпочтительности концентрации средств в точках наибольшей депрессии с предварительным запуском специально разработанных системных механизмов санации. При этом требуют решения задачи обоснованного выбора таких экстремальных точек и таких системных механизмов.
Пути санации депрессивных регионов сугубо индивидуальны. Так, санация шахтерских поселков после закрытия шахт не может быть совершенно одинаковой для населенных пунктов, например, в Заполярье и в Ростовской области. При этом не исключается возможность существования идентичных элементов в процессе санации, что позволяет использовать некоторые относительно стандартные процедуры. В ряду таких элементов можно, в частности, назвать новую переквалификацию части трудоспособного населения; создание организационно-правовых предпосылок активизации хозяйственной деятельности, организацию самодеятельного или целенаправленного переселения части жителей на более благоприятные территории и т.д.
Набор, последовательность и целевая ориентация мероприятий по санации в каждом конкретном случае индивидуальны, в силу чего их реализация требует специально разработанной программы.
Определяющим элементом в выборе вариантов санации депрессивных территорий является ее конечная цель. В качестве такой цели могут выступать:
-временная консервация депрессивного состояния (средства внешней по отношению к данной территории поддержки препятствуют дальнейшей деструкции, не устраняя, однако, ее причин);
-реструктуризация (трансформация экономического потенциала, социальная разгрузка территории, устранение причин экологических катастроф и т.д.);
-тотальная санация, т.е. полный вывод из зоны депрессии промышленных объектов, переселение из нее жителей.
До настоящего времени тотальная санация проводилась исключительно вследствие чрезвычайных ситуаций, но в перспективе она может стать одним из типичных способов решения проблемы.
Различия вариантов санации обусловлены не только преследуемой при этом конечной целью, но и содержательной направленностью регулятивных действий по санации региона, их длительностью и др. Так, санация может ориентироваться на содержательные действия по стимулированию, активизации извне экономического и социального потенциала территории, по снятию ограничений саморазвития и т.д. Тем самым делается попытка устранить основную причину депрессивного состояния: отсутствие стимулов нормальной воспроизводственной деятельности. В данном варианте могут быть использованы приемы установления особых правовых режимов хозяйствования: предоставление налоговых льгот и каникул, условий наибольшего благоприятствования, поддержки отдельных его форм (например, фермерских хозяйств) и т.д. Применимы и самые различные способы активизации населения — от создания новых рабочих мест до изменения форм собственности.
Механизмы проведения санации депрессивных территорий охватывают действия федеральных, субфедеральных и местных органов власти и хозяйствующих субъектов по решению проблем региона. Практически каждое частное действие по санации депрессивных территорий уже сейчас имеет нормативно закрепленный (хотя и не обязательно совершенный) механизм реализации.
Средствами (путями) санации региона являются: действия органов власти по социальной защите населения; мероприятия по банкротству предприятий; регулирование миграции; воздействие на чрезвычайные ситуации; государственная поддержка отраслей и территорий по каналам бюджетов и различных программ; упорядочение отношений собственности; регулирование земельных отношений; формирование и использование бюджетов и налогов; заключение многосторонних соглашений.
Система механизмов санации депрессивных территорий в современных кризисных, переходных, нестабильных условиях станет работоспособной только при опоре на совокупность следующих принципов:
целевая ориентация. Ни один механизм не должен быть индифферентным по отношению к предмету регулирования; в нем необходимо учитывать реалии и неукоснительно обеспечивать именно конечные результаты санации депрессивных территорий;
системность воздействия. Механизмы проведения санации следует конструировать так, чтобы они проявлялись во всех аспектах санации одновременно; из них надлежит исключать противодействующие и нестыкуемые компоненты;
многоуровневая поддержка. Механизмы санации должны быть встроены в политику федеральных, субфедеральных и местных органов власти; следует выделять зоны совместных действий и зоны исключительной компетенции;
концентрация ресурсов. В механизмах санации необходимо предусматривать аккумулирование и возможное перераспределение ресурсов, поступающих по различным каналам;
упреждающие действия. Механизмы санации призваны работать с опережением новых депрессивных ситуаций; важно не столько гасить ранее возникшие социальные и иные напряжения, сколько заранее создавать организационно-правовые и иные преграды на пути перерастания депрессивных ситуаций в катастрофические;
операциональность. Все предлагаемые меры должны укладываться в действующую систему процедур, решений и т.д.;
реальность. Все предусмотренные программой санации мероприятия необходимо осуществить; лучше отказаться от эффектного намерения, чем получить хотя бы один неудачный результат, способный ухудшить ситуацию;
контролируемость. Все действия следует проводить в режиме, позволяющем проверить их реализацию и, главное, соответствие полученных результатов целям санации;
гласность. Депрессивные территории, особенно в период их санации, суть зоны аномально высоких социальных напряжений; первой гарантией успеха санации нужно считать объективное освещение ее целей и процедур, снятие в ходе дискуссий всех возникающих вопросов, оповещение о каждом (удачном и неудачном) шаге санации, особенно в части использования средств.
- 1.Структура концепции развития региона
- 2.Региональная инвестиционная политика
- 3.Необходимость поддержки депрессивных регионов.
- 4.Сравнительно-географический метод
- 5. Статистический метод
- 6.Циклический метод
- 7. Метод "затраты-выпуск" или метод разработки межотраслевого баланса
- 8.Методы моделирования. Программно-целевой метод
- 10. Характеристика основ регионального развития
- 11. Формирование и функционирование соц-эк комплекса региона.
- 12. Размещение промышленного производства
- 13. Территориально-производственные комплексы
- 14.Понятие и сущность регионального воспроизводственного процесса
- 15. Показатели эффективности регионального воспроизводственного цикла
- 16. Экономическая эффективность производства
- 17. Макроэкономическая концепция региона
- 18. Система макроэк показателей региона
- Система макроэкономических показателей развития региона
- 19. Регион как объект хоз-ния и управления
- 20. Воспроизводственные функции региональных социально-экономических систем
- 21. Региональные различия воспроизводства
- 22. Межрегиональные связи
- 23. Региональный рынок труда
- Региональный рынок земли
- Региональный рынок капитала
- Инвестиционная привлекательность региона
- Инвестиционный потенциал региона
- Строение региональной социально-экономической системы
- Методы определения отраслей рыночной специализации региона
- Специальная экономическая зона
- Факторы, влияющие на формирование региональной политики
- Методы и формы реализации региональной политики в рф
- Устройство бюджетной системы рф
- Региональная структура управления
- Условия и факторы межрегиональной торговли
- Макроэкономическое районирование страны. Административно-территориальное деление современной России.
- Классификация регионов