Региональная структура управления
Непосредственной реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.
Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно–властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.
Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:
- комитеты по бюджетно-финансовой политике; налогам, сборам, использованию государственной собственности;
- по экономической политике;
- по социальным вопросам;
- по природным ресурсам;
- и другие.
Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.
Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.
Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.
Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.
Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.
Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой (см. выше). Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.
Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями. Региональные органы исполнительной власти руководят хозяйственным, социально-культурным строительством, организуют управление объектами государственной собственности региона, разрабатывают организационную структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере, ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания населения и др.
Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями решают задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ, вместе с тем, при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, определении их состава учитываются особенности конкретного региона. Таким образом, для региональных органов исполнительной власти (также как и для представительной власти) характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.
Органы регионального управления можно разделить на две основные группы.
Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы министерства по налогам и сборам, министерства по антимонопольной политике, территориальные управления Центрального Банка и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).
2. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.
Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.
В структуре органов управления производственно-экономической и бюджетно-финансовой сферах региона обычно выделяются:
- финансовое управление;
- управление экономики (экономики и прогнозирования, экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.);
- комитет по управлению имуществом (имущественным отношениям и др.);
- управление по внешнеэкономическим связям;
- комитет по инвестициям;
- управление цен;
- департамент транспорта;
- департамент промышленности;
- депатамент агропромышленного комплекса;
- управление ЖКХ;
- другие.
В управлении социальной сферой:
- управление здравоохранения;
- управление образования (образования и науки);
- управление культуры;
- комитет по физкультуре и спорту;
- управление по делам молодежи;
- управление социальной защиты населения;
- комитет по труду;
- департамент занятости
- другие.
В управлении инфраструктурой региона:
- управление капитального строительства;
- управление архитектуры и градостроительства;
- управление автодорог;
- государственный архитектурно-строительный надзор;
- другие.
В управлении ресурсной сферой региона:
- комитет по земельным ресурсам;
- комитет по охране окружающей среды и природным ресурсам
- управление лесами;
- управление водного хозяйства;
- другие.
Указанные управленческие структуры в соответствии с федеральным и региональным законодательством осуществляют весь процесс управления соответствующей сферой или отраслью экономики региона - анализ потенциальных возможностей региона в данной сфере или отрасли; прогнозирование направлений развития; определение целей, приоритетов, задач развития; выработку стратегии развития; разработку и реализацию планов, целевых комплексных программ развития сферы или отрасли, разработку методов управления, непосредственных управленческих воздействий, организацию финансирования.
- 1.Структура концепции развития региона
- 2.Региональная инвестиционная политика
- 3.Необходимость поддержки депрессивных регионов.
- 4.Сравнительно-географический метод
- 5. Статистический метод
- 6.Циклический метод
- 7. Метод "затраты-выпуск" или метод разработки межотраслевого баланса
- 8.Методы моделирования. Программно-целевой метод
- 10. Характеристика основ регионального развития
- 11. Формирование и функционирование соц-эк комплекса региона.
- 12. Размещение промышленного производства
- 13. Территориально-производственные комплексы
- 14.Понятие и сущность регионального воспроизводственного процесса
- 15. Показатели эффективности регионального воспроизводственного цикла
- 16. Экономическая эффективность производства
- 17. Макроэкономическая концепция региона
- 18. Система макроэк показателей региона
- Система макроэкономических показателей развития региона
- 19. Регион как объект хоз-ния и управления
- 20. Воспроизводственные функции региональных социально-экономических систем
- 21. Региональные различия воспроизводства
- 22. Межрегиональные связи
- 23. Региональный рынок труда
- Региональный рынок земли
- Региональный рынок капитала
- Инвестиционная привлекательность региона
- Инвестиционный потенциал региона
- Строение региональной социально-экономической системы
- Методы определения отраслей рыночной специализации региона
- Специальная экономическая зона
- Факторы, влияющие на формирование региональной политики
- Методы и формы реализации региональной политики в рф
- Устройство бюджетной системы рф
- Региональная структура управления
- Условия и факторы межрегиональной торговли
- Макроэкономическое районирование страны. Административно-территориальное деление современной России.
- Классификация регионов