logo search
Экономика предприятия

Совершенствование воспроизводственной структуры экономики

Воспроизводственная структура экономики определяется соотношениями между подразделениями общественного воспроизводства, между потреблением и накоплением. Для России в настоящее время характерно абсолютное и относительное снижение накопления. Структурная перестройка осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.

В 1992 г. снижение инвестиций составило 40%, в 1993 г. – 12, в 1994 г. – 26. При этом изменилась структура капитальных вложений: для не производственных целей их доля возросла, а для производственных – сократилась (с 67% в 1992 г. до 55% в 1994 г.).

Анализ динамики капитальных вложений по отраслям показывает, что наименьшее их сокращение было в топливно-энергетическом комплексе и металлургии. Более резко они снизились в химической, легкой и пищевой промышленности (на 40–50% в 1993 г. и на 50% в 1994 г. по сравнению с предшествующим годом).

В результате проведения реформ и приватизации изменилась структура капитальных вложений по источникам финансирования: сократилось бюджетное финансирование, но возросли капитальные вложения за счет собственных и привлеченных средств предприятий; снизился объем капитальных вложений за счет льготных государственных кредитов и увеличилась доля государственных внебюджетных инвестиционных фондов.

Структурные изменения в экономике, необходимость приспособления производства к меняющемуся потребительскому спросу, повышение конкурентоспособности отечественных изделий требуют значительных инвестиций в основной капитал. Наращивания оборотных средств и лучшего использования имеющихся мощностей в большинстве случаев недостаточно, особенно в обрабатывающих отраслях, из-за неприспособленности этих мощностей к требованиям рынка.

Однако проблема увеличения инвестиций в основной капитал не может быть решена путем наращивания государственных инвестиций как в силу ограниченности средств государственного бюджета, так и, главным образом, из-за их низкой эффективности. Это означает, что в современных условиях на первый план выдвигается задача повышения эффективности инвестиций, приносящих отдачу в минимальные сроки, способных переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не усиливая инфляцию.

Стратегическим направлением совершенствования государственных инвестиций является формирование эффективной структуры государственных расходов. По мнению правительства, затраты на инвестиционные нужды не должны превышать определенной доли ВВП. Если сейчас в консолидированном бюджете концентрируется 28–30% ВВП, то в ближайшем будущем планируется 32–34% ВВП. Оптимальный уровень государственных инвестиций, в которых 70% приходится на социальные объекты, должен достичь 3–3,5% ВВП. В структуре государственных инвестиций расходы на цели промышленной политики должны составлять не менее 30-40%, или 0,9-1,4% ВВП.

Параллельно из хозяйственного оборота намечается вывод неэффективных, не имеющих перспектив предприятий и производств с учетом сохранения или создания новых рабочих мест, поддержания социальной сферы и жизнедеятельности конкретных городов и регионов.

Одним из направлений перестройки воспроизводственной структуры экономики России является изменение существующей пропорции между отраслями материального производства и отраслями, обеспечивающими функционирование этих отраслей, или инфраструктурой.

Инфраструктура обычно подразделяется на производственную и социальную (непроизводственную).

Производственная инфраструктура в основном продолжает процесс производства в пределах процесса обращения. Она обеспечивает перемещение и хранение сырья, топлива, энергии, различных материалов и готовой продукции, передачу информации и т.п., в сельском хозяйстве – мелиорацию земель. К производственной инфраструктуре относятся:

1) транспорт (включая не только пути сообщения, но и транспортные средства), связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение;

2) инженерные сооружения и устройства, в том числе ирригационные системы;

3) коммуникации и сети, среди них линии электропередачи (ЛЭП) и распределительные сети, нефтепроводы и газопроводы, телефонные сети и т.п.

Производственная инфраструктура выступает как внутрипроизводственная (для отдельных предприятий, фирм или их объединений) и обычного назначения. Складывается международная инфраструктура, примером которой служат, в частности, инфраструктурные объекты топливно-энергетического назначения: газо- и нефтепроводы, ЛЭП, протянувшиеся по территории бывшего Советского Союза и идущие во многие европейские страны.

Социальную инфраструктуру образуют, прежде всего, пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте – коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.

Инфраструктура, как производственная, так и социальная, обеспечивает целостность и комплексность народного хозяйства на различных его уровнях. Велика роль инфраструктуры в процессе освоения новых территорий, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в восточных и северных районах страны.

Особое значение среди отраслей инфраструктуры России имеет транспорт.

Транспорт выполняет огромную работу по перемещению грузов и людей. Суммарные затраты на перевозку грузов и пассажиров и на погрузочно-разгрузочные работы составляют десятки миллиардов рублей. Соответственно велика и доля этих затрат (транспортная составляющая) в стоимости промышленной продукции, достигающая в среднем 13%, а в отдельных отраслях– в черной металлургии, угольной промышленности и др. – значительно больше.

Для сокращения транспортных издержек в народном хозяйстве необходимо снизить материалоемкость производства на основе прогрессивных технологий, рационализировать транспортно-экономические связи предприятий и районов, рационально разместить и специализировать производство, усилить комплексность в развитии хозяйства регионов и районов.

Однако роль транспортного фактора нельзя сводить только к доле транспортных затрат. Осуществляя производственные связи между отраслями и районами, транспорт является непременным условием и активным рычагом специализации и комплексного развития экономических районов и целых стран, т.е. процессов, оказывающих прямое влияние на эффективность общественного производства и рынка. Само развитие территориального разделения труда, специализации районов немыслимо без наличия межрайонных транспортных путей, а комплексное развитие хозяйства республики или района без внутренних связей и соответствующей им транспортной системы.

Поэтому наряду с необходимостью снижения транспортных издержек как одного из факторов повышения эффективности развития производства стоит и более глобальная задача–снизить издержки на функционирование всей территориальной организации производства. Критерием оптимальности в этой задаче выступает минимизация не отдельных видов издержек производства, а суммарных затрат на производство и транспортировку продукции до потребителя.

Отрасли инфраструктуры, в значительной степени определяющие общую эффективность производства, являются, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, малопривлекательными для частного капитала. Обычно они характеризуются значительными капитальными вложениями, медленной окупаемостью инвестиций, отсутствием сверхприбыли.

Сбалансированное развитие российской экономики требует ускоренного развития отраслей производственной и социальной инфраструктуры, что объясняется их определенным отставанием в прошлом, диспропорциональностью (особенно территориального и регионального) развития. Очевидно, что это может быть достигнуто только при значительном участии государства.

Структурная перестройка экономики предполагает также сглаживание неравномерности технического оснащения отсталых отраслей и предприятий, преодоление сохраняющихся тенденций к монополизации, снижение уровня концентрации в отдельных отраслях и видах производств.

Наиболее высокий уровень концентрации наблюдается в промышленности. Особенно это типично для тяжелой индустрии, прежде всего таких ее отраслей, как электроэнергетика, черная металлургия, нефтехимия. Однако за последнее время наметилась тенденция строительства относительно небольших предприятий, например, в машиностроении, черной металлургии, текстильной промышленности. Этот процесс связан, в частности, с необходимостью развития малых и средних городов путем размещения в них специализированных производств, филиалов предприятий и объединений, дублирующих производств, что способствует созданию условий для рынка.