Функция спроса и предложения, факторы их определяющие. Эластичность спроса и предложения.
Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы покупать покупатели, тем выше на него спрос (то есть мы «спрашиваем», запрашиваем то, в чем нуждаемся). То есть наблюдается обратная зависимость.
З акон спроса - обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.
Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
По вертикальной оси мы откладываем величину цены (Р - price), а по горизонтальной - объем приобретаемого блага (Q - quantity).
На нашем графике точка А характеризует повышение цены, а значит, уменьшение объема приобретаемого блага. Точка В - показывает понижение цены, а значит, увеличение количества приобретаемого блага.
Функция спроса
Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок определенной продукции в определенный момент времени. Подобная кривая - график, простейшая экономическая модель, как Вы помните. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде уравнение кривой спроса мы можем определить по формуле:
где Q - величина спроса (quantity of demand) или величины приобретаемого товара; Р - цена (price). f - показатель функциональной зависимости величины спроса от цены (function)
То есть если проговорить это уравнение словами, получится:
Величина спроса (или объем приобретаемого потребителями блага) зависит от размера цены на это благо.
Функция спроса - функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них, как Вы уже поняли из определения величины спроса, является цена на единицу блага в данный момент. Но существуют и так называемые неценовые факторы, из-за влияния которых меняется вид кривой спроса.
Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически:
Н апример, точка А характеризует ситуацию, когда при понижении цены производитель будет предлагать меньше товара, а точка В - наоборот, при повышении цены - больше предлагается товара. Принято откладывать цену по вертикальной оси, а зависимую переменную - объем продажи (предложение) по горизонтальной оси.
Кривая предложения показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
То есть фактически кривая предложения характеризует зависимость величины предложения (объема продаваемых благ) от цены. Изображенная кривая S характеризует уровень цен и объем продаж блага в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.
В общем виде функция предложения имеет вид:
Qs = f(P)
где Qs - величина предложения или объем продаваемого товара; Р - цена.
Спрос и предложение. Динамические модели предложения
Р ассмотрим взаимодействие потребителей и производителей на рынке. Изобразим это в виде модели пересечения графиков спроса и предложения.
Для понимания функции предложения большое значение имеет фактор времени. Обычно различают краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В краткосрочном периоде все факторы производства постоянны (то есть их количество и состояние не меняется - просто ничего не успевает измениться), в среднесрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном - все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).
В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рисунок 1).
В условиях среднесрочного периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рисунок 2).
В условиях длительного (долгосрочного) периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рисунок 3).
Понятие эластичности отражает зависимость между спросом и ценами; между предложением и ценами; между ценами и заработной платой. Она показывает быстроту реакции спроса или предложения на изменение цен.
Эластичность спроса по цене, или коэффициент эластичности, измеряется как отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах:
где Ed – коэффициент эластичности спроса по цене; Q – объем спроса на товар; Р – цена товара.
Различают следующие типы эластичности (рис. 6.5):
Единичная эластичность, когда на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1 % (Ed = 1).
Эластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (Ed › 1).
Неэластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Ed‹1).
Совершенно неэластичный спрос, когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены (Ed = 0).
Б есконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (Ed= ∞).
Из графиков и представленных формул видно, что:
увеличение объема сопровождается пропорциональным снижением цен;
увеличение объема по сравнению со снижением цен происходит в два раза быстрее;
увеличение объема по сравнению со снижением цен происходит в два раза медленнее;
изменение цен не влияет на изменение объема (в случае, если речь идет о продуктах питания (хлеб, картофель, крупа));
к факторам увеличения спроса относятся повышение заработной платы, уровня жизни.
Выводы. Если снижение цены вызывает увеличение спроса на товар, то при условии неизменности общего дохода товаропроизводителя эластичность спроса будет равна единице; если в результате снижения цены спрос на товар возрастет до такого уровня, при котором общий доход товаропроизводителя увеличится, то спрос по цене является эластичным; если снижение цены вызовет увеличение спроса на товар, а общий доход товаропроизводителя понизится, то такой спрос на товар является неэластичным.
Эластичность связана с использованием товаров-заменителей. Если у товара много заменителей, то его спрос по цене эластичен. Если товар не имеет заменителей, то он обладает неэластичным спросом. Если происходит понижение цены на определенный товар при неизменных ценах на товары-заменители, то спрос на данный товар возрастает и спрос является эластичным.
- Этапы становления и развития экономической теории. Российская экономическая мысль, её вклад в мировую экономическую науку.
- Аристотель (384-322 век до нашей эры) – противопостояние экономики, хрематистике, то есть предметом хрематистики было объявлено умение наживать состояние, делать деньги.
- Предмет экономической теории, её философские и методологические основы. Экономическая категория, экономический закон и закономерность как ступени познания экономических явлений.
- Взаимосвязь производства и потребления. Проблема ограниченности ресурсов. Виды ресурсов. Классификация потребностей. Кривая производственных возможностей.
- Факторы производства, их взаимодействие, взаимозаменяемость и комбинация. Производственная функция и её разновидности.
- Собственность как экономическая категория: сущность, формы, законы. Эволюция форм собственности.
- Экономические системы: сущность, критерии, типы. Факторы и закономерности эволюции. Смешанные экономические системы.
- Товарное хозяйство: условия возникновения, основные черты и типы. Историческая динамика товарного производства.
- Товар и его свойства. Альтернативные теории свойств товара и стоимости.
- Механизм функционирования рынка несовершённой конкуренции. Виды несовершенной конкуренции. Механизм равновесия рынка в условиях несовершенной конкуреции.
- Рыночные структуры несовершенной конкуренции
- Теория формирования и использования человеческого капитала.
- Рынок: условия и принципы функционирования, структура. Виды рынков. Сегментация рынка.
- Функция спроса и предложения, факторы их определяющие. Эластичность спроса и предложения.
- Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды. Риски в предпринимательстве.
- Основные формы организации предпринимательства, их достоинства и недостатки.
- Фирма в системе рыночных отношений. Теории фирмы.
- Предпринимательский капитал: различие трактовок. Функции, источники и методы формирования предпринимательского капитала. Первоначальное накопление капитала в России.
- Кругооборот и оборот капитала. Стадии кругооборота капитала. Основной и оборотный капитал. Показатели эффективного использования капитала. Материальный и моральный износ. Амортизация.
- Издержки производства, их сущность, структура и классификация. Теории издержек.
- Конкуренция: понятие, виды, функции. Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции.
- Факторное распределение доходов: предпринимательский доход, заработная плата, процент и экономическая рента.
- Теории рентных отношений. Земельная рента как доход с земли и её разновидности. Особенности формирования цены на землю. Арендная плата и цена земли.
- Теории заработной платы. Заработная плата: сущность, формы и системы, уровень, динамика.
- Теория потребительского поведения. Потребительский выбор. Кривые безразличия и бюджетное ограничение.
- Основные макроэкономические показатели и их измерение. Ввп и методы его подсчёта. Балансовый метод и метод системы национальных счетов.
- Экономический рост: сущность, типы, темпы и модели. Факторы и интегральные показатели экономического роста.
- Потребление и сбережение. Предельная и средняя склонность к потреблению и сбережению. Парадокс бережливости.
- Инвестиции: классификация и их функциональное назначение. Факторы, влияющие на величину инвестиций.
- Экономические теории цикличности развития экономической системы. Длинные волны. Содержание экономического цикла. Фазы цикла. Экономический кризис.
- Безработица: причины, виды и последствия. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Закон Оукена.
- Понятия и виды рыночного равновесия. Модели равновесия в концепциях основных экономических школ.
- Необходимость, пределы, инструменты государственного регулирования экономических процессов.
- Инфляция: сущность, формы, причины, последствия.
- Доходы населения, их формирование и распределение. Неравенство доходов и бедность населения Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Социальная политика государства.
- Теории мировой экономики и мирового рынка (теории абсолютных и сравнительных преимуществ). Глобализация: сущность, формы проявления и влияние на развитие национальных хозяйств.
- Международная валютная система: сущность, структура, эволюция.