logo search
Конспект Экономика отрасли

19.Цена и ценообразующие факторы.

Цена является денежным эквивалентом стоимости, то есть затрат общественно необходимого труда на производство товаров.

В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цены определяют структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни общества.

Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы, в частности, такие, как:

- себестоимость товара;

- цена конкурентов и возможность ее изменения;

- ожидаемая реакция покупателей на возможное изменение цены;

- воздействие со стороны государства на политику цен.

Цена на рынке подвергается изменениям прежде всего под воздействием спроса и предложения. Этот фактор в рыночной экономике играет едва ли не ключевую роль.

Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию.

Спрос - это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время в конкретном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание купить товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями покупателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.

Объем спроса – это то количество товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени.

В установлении рыночной цены не менее важную роль играет предложение, то есть то количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте.Объем предложения – это то количество товара, которое продавец желает продать покупателю при данных условиях.

При анализе спроса и предложения наибольший интерес, как правило, представляет не их абсолютное значение, а изменения спроса и предложения в ответ на изменение цены товара. Количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению факторов, их определяющих, позволяет эластичность. Ценовая эластичность показывает, реакцию величины спроса в ответ на изменение цены и определяет, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. Она определяет чувствительность покупателей к изменению цен с точки зрения количества товаров, которые они приобретают.

Сглаживает и временно устраняет противоречия между спросом и предложением ценовая конкуренция. Ценовая конкуренция - это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. В значительной степени она влияет на уровень цен.

Большое влияние на уровень и динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной системы, при этом непосредственное влияние на цены оказывают изменения покупательной способности денежной единицы России.