logo
Конспект Экономика отрасли

20.Государственное регулирование цен, его формы и методы.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на цену, является государственное регулирование цен.

Существуют прямые и косвенные меры воздействия государства на цены. Прямые методы осуществляются путем установления определенного порядка ценообразования, косвенные направлены на изменение конъюнктуры рынка, создания определенного положения в области финансов, валютных, налоговых операций, оплаты труда.

Способы воздействия государства на цены иллюстрирует табл. 1.

Государственное регулирование рынка и цен существует во всех странах мира. И в России государство оставляет за собой право вмешиваться в регулирование цен отдельных товаров на определенных предприятиях. Эта практика получила широкое распространение во всех развитых странах. Так, в США государство регулирует 5 -10% цен, в основном в отраслях, где существует естественная монополия (сельское хозяйство, энергетика, связь). В Японии государство регулирует около 20% потребительских цен ( в том числе такие важные, как тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные, стоимость медицинского обслуживания и образования, цены на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду). В Швейцарии федеральное ведомство по контролю за ценами в законодательном порядке фиксирует почти 50% объема товарной продукции

Таблица 1

Способы воздействия государства на цены.

Виды цен

Роль государства

Формы государственного воздействия

Фиксированные государственные

Цены устанавливает само государство

1. Государственные прейскурантные цены

2. «Замораживание» рыночных свободных цен

3. Фиксирование монопольных цен

Регулируемые государством

Государство устанавливает правила для предприятия, а оно самостоятельно устанавливает цены

  1. Установление предельного уровня цен

  2. Установление предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта 3. Установление предельных значений элементов розничной цены

4. Установление предельного уровня разового повышения цен

5. Государственный контроль за монопольными ценами

6. Регулирование рыночных цен путем установления цен государственным предприятиям

Свободная (договорная)

Государство устанавливает «правила игры» на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию

  1. Запрет на горизонтальное фиксирование цен

  2. Запрет на вертикальное фиксирование цен

  3. Запрет на ценовую дискриминацию

  4. Запрет на демпинг

  5. Запрет на недобросовестную ценовую рекламу

сельского хозяйства. Ограниченное регулирование осуществляется по текстильным товарам, одежде, игрушкам, музыкальным инструментам и другим товарам. В очень редких случаях (опасности возникновения войны или угрозы значительного общего повышения цен правительство имеет право (что предусмотрено законом) на прямое воздействие на цены (замораживание), как, например, в Швеции. Правительство может замораживать цены на отдельные товары и услуги включая квартирную плату.