19.Цена и ценообразующие факторы.
Цена является денежным эквивалентом стоимости, то есть затрат общественно необходимого труда на производство товаров.
В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цены определяют структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни общества.
Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы, в частности, такие, как:
- себестоимость товара;
- цена конкурентов и возможность ее изменения;
- ожидаемая реакция покупателей на возможное изменение цены;
- воздействие со стороны государства на политику цен.
Цена на рынке подвергается изменениям прежде всего под воздействием спроса и предложения. Этот фактор в рыночной экономике играет едва ли не ключевую роль.
Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию.
Спрос - это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время в конкретном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание купить товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями покупателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.
Объем спроса – это то количество товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени.
В установлении рыночной цены не менее важную роль играет предложение, то есть то количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте.Объем предложения – это то количество товара, которое продавец желает продать покупателю при данных условиях.
При анализе спроса и предложения наибольший интерес, как правило, представляет не их абсолютное значение, а изменения спроса и предложения в ответ на изменение цены товара. Количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению факторов, их определяющих, позволяет эластичность. Ценовая эластичность показывает, реакцию величины спроса в ответ на изменение цены и определяет, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. Она определяет чувствительность покупателей к изменению цен с точки зрения количества товаров, которые они приобретают.
Сглаживает и временно устраняет противоречия между спросом и предложением ценовая конкуренция. Ценовая конкуренция - это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. В значительной степени она влияет на уровень цен.
Большое влияние на уровень и динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной системы, при этом непосредственное влияние на цены оказывают изменения покупательной способности денежной единицы России.
- 1.Экономическая классификация отраслей
- 2.Классификация отраслей промышленности.
- 4. Межотраслевые комплексы: их роль в развитии экономики страны
- 5. Общественные функции и структура энергетики
- 6. Структура электроэнергетики
- 7. Состав электроэнергетических систем
- 8. Теплоэнергетика
- 9. Особенности электроэнергетики
- 14. Оборотные средства
- 15.Капитальные затраты в энергетические объекты
- 16. Определение себестоимости электрической энергии на тепловых электростанциях.
- 17. Калькуляция себестоимости на кэс
- 18. Калькуляция себестоимости энергии на тэц
- 19.Цена и ценообразующие факторы.
- 20.Государственное регулирование цен, его формы и методы.
- 21.Особенности ценообразования в энергетике.
- 22.Сущность, цели и принципы государственного регулирования тарифов
- 23.Методические основы оценки экономической эффективности инвестиционной деятельности
- 25. Оценка эффективности инвестиций
- 26. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов, не учитывающие фактор времени
- Метод оценки эффективности инвестиций по показателю рентабельности
- Метод оценки эффективности инвестиций по сроку окупаемости
- Вопросы для самопроверки
- 4.6. Дисконтные методы оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях рынка Метод чистого дисконтированного дохода
- Метод срока окупаемости
- Внутренняя норма доходности
- Индекс доходности инвестиций
- Отбор и ранжирование инвестиционных проектов