logo search
Риски предпринимательские

2.3 Анализ управления рисками на предприятии

Рассматривая систему управления рисками, используемую на предприятии ООО «Ратимир» следует выделить такие методы снижения степени риска как метод диссипации и самострахование. К факторам, которые могут негативно повлиять на сбыт, можно отнести: ухудшение экономической ситуации и, как результат, снижение доходов населения; снижение качества продукции; повышение цен на сырье; реализация товаров мясокомбинатов - конкурентов.

Для снижения рисков ухудшения сбыта вследствие описанных выше факторов необходимо разрабатывать, и внедрять специальные программы лояльности для удержания потребительской базы, продолжать строить сильную торговую марку, разрабатывать эффективную маркетинговую политику.

ООО «Ратимир» занимается несколькими видами деятельности: закупкой и переработкой сельскохозяйственного сырья, для продажи и производства товаров народного потребления, мясных и колбасных изделий и т.д. В зависимости от качественных характеристик того или иного счетчика их цена может значительно меняться. Таким образом, предприятие ориентируется на потребителей с разными финансовыми возможностями. Местоположение потребителей также различается. Можно также отметить, что в ООО «Ратимир» используется диверсификация закупок сырья и материалов, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от ненадёжности отдельных поставщиков сырья, материалов и комплектующих. Помимо методов диссипации риска рассматриваемое предприятие использует такой метод снижения степени риска как самострахование. Механизм этого направления минимизации финансовых рисков основан на резервировании предприятием части финансовых ресурсов, позволяющем преодолеть негативные финансовые последствия по тем финансовым операциям, по которым эти риски не связаны с действиями контрагентов. Основными формами этого направления нейтрализации финансовых рисков являются:

- формирование резервного (страхового) фонда предприятия. Он создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предприятия. На его формирование направляется не менее 5% суммы прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде;

- формирование целевых резервных фондов. Примером такого формирования могут служить фонд страхования ценового риска; фонд уценки товаров на предприятиях торговли; фонд погашения безнадёжной дебиторской задолженности и т.п.;

- формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия. Размер потребности в страховых запасах по отдельным элементам оборотных активов (сырье, материалы, готовая продукция, денежные средства) устанавливается в процессе их нормирования;

- нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде.

На предприятии создан резервный фонд. Создание подобных фондов особенно актуально в современных условиях рынка. Однако размер резервного фонда является недостаточным по сравнению с возможными потерями в результате возникновения просроченной дебиторской задолженности, неисполнения договора или возникновения непредвиденных расходов.

Анализируя в ООО «Ратимир» систему управления рисками в целом, можно сказать, что некоторые приемы снижения риска на предприятии используются довольно успешно, сама система не является полной. Так предприятие незащищено от таких видов рисков как имущественные риски, инфляционные риски, риски изменения конъюнктуры рынка недостаточно снижены, риски неисполнения договоров, возникновения дебиторской задолженности, возникновения непредвиденных потерь и т.п. Причинами такого положения является отсутствие страховой культуры, опыта и специалистов по управлению рисками, нестабильность экономической и политической ситуации, что приводит к отсутствию интереса к страхованию риска.