logo search
ЭКОНОМИКА ОТВЕТЫ

10. Сущность, структура и функции рынка.

Рынок - это одна из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом. Вводного определения рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости этого понятия, его исключительной многогранности. Отчасти из-за характера содержания этой категории. Так еще в глубокой древности рынком называли торговую площадь в центре города, где выставлялись товары на продажу, и отождествление рынка с местом продажи сохранилось вплоть до настоящего времени. Одна из первых попыток научного определения рынка была введена О.Курно, утверждавшего, что рынок это не торговая площадь, а любой район, где взаимодействие продавцов и покупателей приводит к выравниванию цены. Эти идеи были развиты затем У.Джевонсон и А.Маршалом, полностью ушедшим от какой-либо территориальной привязанности и считавшим наличие единой цены главным принципом рынка. К определению рынка можно подойти через последование связей между производством и потреблением. Производство, как известно существует для потребления, производят люди для того, чтобы потреблять. Однако в действительности очень часто приходится видеть, что то, что произведение не находит сбыта и, наоборот, то, что требуется потребителям, не производится. Достичь целенаправленной связи между производством и потреблением, подчинить первое второму непросто. В одних случаях этого можно достичь посредством плана, в других - обменом. Форма связи производства и потребления через обмен и будет представлять собой рынок в наиболее общем его понимании. Рынок как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал - стихийного, конкурентного и организующего, монопольного. Основой стихийности рынка, конкурентного начала является участие в конкуренции множества самостоятельных, независимых товаропроизводителей, у которых разные условия производства, обусловленные индивидуальными характеристиками товара. Монопольное начало предполагает наличие у узкой группы производителей конкретного товара элементов сговора; определенного единообразия требований, стандартов качества; упорядоченных, согласованных, предвидимых действий. Сочетание между конкурентным и монопольным началами должно быть оптимальным. Для каждых конкретных условий таким оптимумом является максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклонения от этого оптимума чреваты для общества большими потерями. Рыночный механизм, где сочетание конкуренции и монополизма оптимально, обеспечивает соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение новой техники и технологии, поощряет лучших производителей, наказывая худших.

2.Основные элементы рынка Если рассматривать рынок как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно назвать следующие:

  1. свобода предпринимательства (необходимое условие рынка);

  2. конкуренция (без конкуренции получаем рынок производителя);

  3. рыночная инфраструктура- все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции.

3.Структура рынка Структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Рынок охватывает элементы, непосредственно зависящие от обеспечения производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с непроизводственной сферой, так и со сферой духовной. В соответствие с этим рынок имеет многообразную структуру

4.Функции рынка. Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации экономических целей общества. Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций. Функции рынка зависят от его определения.

Основные функции рынка:

  1. обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса;

  2. обеспечение сбалансированности экономики:

  • признание общественного характера труда, затраченного на производство товаров (реализуется в момент купли - продажи, т.е. сам акт купли - продажи подтверждает общественный характер труда);

  • обеспечение эффективности экономики и качества труда и продукта (через механизм конкуренции);

  • снижение издержек производства (реализуется через механизм ценообразования);

    Основными принципами функционирования рыночной экономики являются принципы:

    • свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;

    • примат потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, который диктует свою волю, желания, вкус производителю;

    • рыночное ценообразование. Цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;

    • договорные отношения;

    • конкуренция;

    • государственное регулирование рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы;

    • открытость экономики. Хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений;

    • обеспечение социальной защищенности населения. Особо следует выделить принцип всеобщности рынка. Элементы рынка и рыночных отношений всегда существуют и в нерыночной, государственной, плановой экономике, точно так же элементы государственного планирования и регулирования государственной собственности, централизованного руководства заведомо есть в любой сугубо рыночной экономике. Однако экономику можно считать рыночной только в том случае, если товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики. В этом и состоит суть принципа всеобщности, а именно: охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком. Для нормального функционирования рынка необходимы:

    1. персонифицированная собственность, когда товаропроизводитель является хозяином средств производства и свободно распоряжается результатами своего труда;

    2. свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;

    3. наличие твердой, авторитетной валюты;

    4. четко налаженная система кредитных и финансовых отношений;

    5. умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.