logo
ЭКОНОМИКА ОТВЕТЫ

25.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

Совокупный спрос представляет собой общую сумму планируемых расходов на приобретение товаров и услуг за некоторый период времени. AD = C+I+G+Xn

Совокупный спрос – это макроэкономическая модель, которая показывает различные объемы потребления товаров и услуг, которые потребители предприятия и правительства готовы приобрести при определенном уровне цен. Причины, объясняющие наклон спроса: 1.Эффект богатства(если уровень цен повышается, это приводит к сокращению реальной ценности денежных активов домашних хозяйств в следствии чего, они совратят расходы). 2. Эффект процента ставки (при повышении уровня цен растет и процентная ставка, что приводит к сокращению спроса и расходов). 3. Эффект импортных закупок (при повышении цен на отечественные товары, потребители перейдут на покупку импортных товаров, что увеличит импорт и сохранит экспорт).

Неценовые факторы совокупного спроса:

На потребительские расходы влияют: благосостояние потребителей, ожидание потребителей, задолженности потребителей. На инвестиционные расходы влияют: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технология. Изменение совокупного спроса вызывается неценовыми факторами: 1.Изменение в потребительских расходах (изменение доходов населения, изменение задолженностей потребителей, налоги с потребителей). 2.Изменения в инвестициях (изменение банковской процентной ставки, доходность инвестиций, налоги с предприятий, применяемые технологии). 3.Изменение в государственных расходах. 4.Изменение в чистом экспорте (национальный доход других стран, валютный курс)

Совокупное предложение. AS = W+R+I+P

Это макроэкономическая модель, показывающая уровень наличного реального производства при данном уровне цен. Отрезки: I – горизонтальный (кейнсианский) – (реальный объем производства не достиг своего потенциального уровня и рост производства будет происходить за счет использованных ресурсов, не сопровождаясь ростом цен. II – промежуточный (рост производства и цен). III – вертикальный (классический) – производство достигло потенциального уровня и не сможет ответить на рост спроса, будет только рост цен). Неценовые факторы, смещающие AS: 1. Цены на ресурсы, которые обусловлены предложением внутренних ресурсов, ценами импортных ресурсов. 2. Производительность труда обусловленная объемом применяемого капитала в расчет на одного работника, технологиями, качеством рабочей силы и организацией производства. 3. Правовые нормы (налоги с предприятий, государственное регулирование).

В общем виде равновесие в экономике — это сбалансированность и пропорциональность ее основных параметров, иначе говоря, ситуация, когда у участников хозяйственной деятельности нет стимулов к изменению существующего положения. По отношению к рынку равновесие — это соответствие между производством благ и платежеспособным спросом на них. Обычно равновесие достигается посредством либо ограничения потребностей (на рынке они всегда выступают в виде платежеспособного спроса), либо увеличения и оптимизации использования ресурсов. А. Маршалл рассматривал равновесие на уровне отдельного хозяйства или отрасли. Это микроуровень, который характеризует особенности и условия частичного равновесия. Но общее равновесие — это согласованное развитие (соответ) всех рынков, всех секторов и сфер, оптимальное состояние экономики в целом. Причем равновесие системы (нац.хоз-ва) не сводится только к рыночному равновесию. Рыночные факторы не следует отделять от производственных. Ведь диспропорции, нарушения в сфере производства неизбежно ведут к неравновесности на рынках. К тому же в реальной действительности наряду с рыночными воздействиями экономика испытывает влияние других, нерыночных факторов (войны, социальные волнения, погода, демографические сдвиги). Проблему рыночного равновесия анализировали Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, Дж. Кларк. Однако пионером в исследовании этого вопроса был Л. Вальрас