6. Товар и его свойства.
По К.Марксу товар – это продукт труда, предназначенный для обмена. Товаром может быть материальное благо или услуга. Товар должен удовлетворять потребность человека, без этого он не будет куплен. Свойство товара удовлетворять какую-либо потребность человека называется потребительной стоимостью. Она зависит от естественных свойств вещей, которые обнаруживаются в процессе исторического развития. Один товар может удовлетворять несколько потребностей человека, с развитием науки человек открывает и использует новые полезные свойства товара.
Потребительная стоимость в виде вещей и услуг будет производиться всегда. Конечной целью любого общества является создание потребительных стоимостей - это категория вечная. Но она и историческая, переменная. Она является не только материальной основой обмена, но и выражает степень общественного разделения труда, его историческую зрелость. Потребительная стоимость не выражает общественных производственных отношений, а отражает естественные отношения между вещами и людьми.
Продукты труда имеют потребительную стоимость, но не являются товарами, если изготовлены для себя. Части природы (воздух) тоже не являются товаром (не являются продуктом человеческого труда). Продукты труда, которые имеют общественную потребительную стоимость, становятся товарами в сфере обмена. То есть потребительная стоимость становится вещественным носителем общественных отношений или меновой стоимостью (свойство товара в любых количественных пропорциях обмениваться на другой товар (1кг мяса - на 1 г ткани). В разных товарах есть общее свойство – они являются продуктами труда. Их приравнивание означает объективное равенство еще до обмена. Внутренним содержанием товара является его стоимость – вложенный в товар труд. Это то общее, что находит выражение в меновом соотношении. Сущностью товара является стоимость, но проявляется она лишь через обмен, через меновую стоимость. Как потребительные стоимости товары качественно различаются, как стоимости – имеют общую меру.
Стоимость – категория историческая, существует лишь в товарном производстве и выражает отношения между товаропроизводителями по поводу сравнения их затрат на производство товаров и услуг, которыми они обмениваются.
Потребительная стоимость и стоимость как количественная и качественная определенность, в единстве выражают сущность товара. Без потребительной стоимости нет стоимости и наоборот. Противоречие между ними в том, что производители изготовливают товары ради реализации их стоимости, а покупатели заинтересованы в получении потребительной стоимости. Но для реализации потребительной стоимости необходимо реализовать товар как стоимость, надо чтобы потребительная стоимость получила общественное признание. В условиях товарного производства не вся потребительная стоимость получит общественное признание и будет реализована как стоимость.
- 1. Понятие, предмет, субъект, объект и функции экономики.
- 2. Природа объективных экономических законов
- 3. Методология экономической науки: общие и частные методы исследования.
- 4. Факторы производства
- 5. Фазы воспроизводства.
- 6. Товар и его свойства.
- 7. Субъекты микроэкономики: личность, домохозяйство, фирма.
- 8. Издержки производства.
- 9. Система собственности в рыночной экономике: понятие собственности и многообразие ее форм.
- 10. Сущность, структура и функции рынка.
- 11.Рынок совершенной конкуренции.
- 13.Понятие спроса. Правило спроса.
- 14.Понятие предложения. Правило предложения.
- 15.Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность.
- 19.Рынок человеческого капитала.
- 20.Понятие капитал. Его виды и процентный доход по нему.
- 22.Кривая Лоренца. Децильный коэффициент. Индекс концентрации доходов..
- 24.Ввп и основы национального счетоводства.
- 25.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 26.Денежный (финансовый) рынок и его каналы.
- 27.Рынок ценных бумаг. Основные участники рынка ценных бумаг. Курс акции.
- 28.Сущность и виды ценных бумаг.
- 29.Фондовая биржа. Процедура листинга.
- 30.Институциональные инвесторы.
- 31.Безработица: понятие, ее виды и формы.
- 32.Сущность инфляции: понятие, ее формы и виды.
- 33. Инфляция и безработица. Понятие стагфляции. Краткосрочная кривая Филлипса.
- 34.Антиинфляционная политика.
- 35.Сущность экономического цикла и его фазы.
- 36.Сущность экономического роста.
- 37.Типы экономического роста и факторы его ускорения.
- 38.Сущность и основные функции финансов.
- 39.Финансовая система и характеристика ее звеньев.
- 40.Финансовая помощь: понятие, виды (субсидии, дотации, субвенции).
- 41. Государственный бюджет рф: понятие, функции, структура. Принципы
- 42. Кредитная система: понятие и структура
- 43.Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения
- 44.Классификация налогов
- 45. Налоговая система рф
- 46. Экономическая теория предложения (сэплайсайдеры). Кривая Лаффера
- 47. Банковская система рф
- 48. Система страхования вкладов в рф
- 49. Государственный бюджет: определение и структура, профицит и
- 50. Государственный долг: определение и проблемы, связанные с ним