10. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.
То количество товаров, которое продавцы готовы продать по различной цене в конкретном месте и в конкретное время, экономисты называют предложением. Предложение – это зависимость между количеством товара, которое продавцы хотят и могут продать, и ценами на этот товар.
Величина предложения – это количество товаров и услуг, которые продавцы способны и готовы продать по определенной цене в определенном месте и в определенное время.
Рис. 5. Кривая предложения
Сущность закона предложения в том, что при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены товара, т. е. чем больше цена, тем больше величина предложения.
Так же как и кривая спроса, кривая предложения может сдвигаться или менять наклон. Если предложение изменится, кривая предложения сдвинется либо вправо (но не вниз), либо влево (но не вверх). Проще говоря, это означает, что продавцы предложат больше или меньше конкретного товара при всех возможных ценах на него. Каждый из нижеперечисленных факторов может оказать влияние на величину предложения.
Закон предложения: Величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен.
В результате образуется равновесная цена - цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса. Смещение кривой предложения в положение S1 или S2 осуществляется под воздействием неценовых факторов:
1. Изменение себестоимости производства. Если затраты при производстве продукта снизятся, это позволит производителю выбросить больше товара на рынок.
2. Другие источники получения прибылей. Большинство товаропроизводителей могут выпускать не один, а несколько видов продукции.
3. Изменения в технологии производства, которые приводят к повышению производительности труда (замена ручного труда машинным) и к увеличению предложения.
4. Цены на другие товары (часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других).
5. Изменение количества продавцов (покупателей). Возникновение на рынке новых предприятий увеличивает предложение.
6. Налоги и дотации. Если увеличиваются налоги, то предложение сокращается, а если увеличиваются дотации, то предложение повышается, что приводит к сдвигу кривой предложения вправо.
7. Перспективные ожидания. Если производитель прогнозирует рост цен в недалеком будущем, он может уже сегодня увеличить выпуск в надежде на последующее получение прибыли. Аналогично пессимистические прогнозы относительно цен в будущем могут привести к падению производства.
цены на ресурсы;
На динамику предложения влияют следующие факторы:
выручка предпринимателя от реализации товаров (равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж);
экономическая конъюнктура;
уровень конкуренции;
налоговая политика государства;
торговля.
- 1. Предмет экономической теории. Методы и функции экономической теории
- 2 Экономические ресурсы. Производственные возможности. Кривая производственных возможностей.
- 3.Экономическая система и её основные элементы.
- 4. Типы и модели экономических систем.
- 5. Собственность. Сущность, объекты и субъекты, типы и формы собственности.
- 6. Формы организации общественного хозяйства. Условия возникновения товарного производства.
- 7. Товар и его свойства.
- 8. Происхождение, сущность и функции денег. Ликвидность денег.
- 9. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
- 10. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.
- 11. Ценовая эластичность спроса, факторы, влияющие на неё.
- 12. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса по цене.
- 13. Эластичность предложения.
- 14. Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки.
- 15. Факторы производства. Производственная функция. Изокванты.
- 16. Фиксированные и переменные производственные факторы. Средний и предельный продукты. Закон убывающей отдачи.
- 17. Издержки производства и их классификация (бухгалтерские, внутренние, экономические).
- 18. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.
- 19. Издержки производства в долгосрочном периоде.
- 20. Прибыль: сущность, источники, функции, виды прибыли.
- 21. Доходы фирмы. (общий, средний, предельный)
- 22. Типы конкурентных рыночных структур. Рациональное поведение фирмы в условиях конкуренции.
- 23. Рынок чистой конкуренции, его основные черты.
- 24. Определение цены и объёма производства в условиях чистой конкуренции (метод сопоставления валовых величин): условия максимизации прибыли
- 25. Определение цены и объёма производства в условиях чистой конкуренции (метод сопоставления предельных величин). Условие минимизации убытков
- 26. Чистая монополия. Определение цены и объёма в условиях чистой монополии.
- 27. Монополистическая конкуренция и её признаки. Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции.
- 28. Олигополия, ее признаки. Олигополистическое ценообразование.
- 29. Рынки ресурсов и их особенности.
- 30. Рынок труда: сущность и функции. Спрос и предложение на рынке труда с совершенной и несовершенной конкуренцией.
- 31. Заработная плата: сущность, функции, номинальная и реальная заработная плата.
- 32. Понятие макроэкономики. Основные макроэкономические показатели.
- 33. Измерение объема национального производства. Ввп и способы его измерения.
- 34. Чистый внутренний продукт, национальный доход, располагаемый - личный доход. Чистое экономическое благосостояние.
- 35. Цели, методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- 36. Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом регулировании.
- 37. Налоговая система гос-ва.
- 38. Денежная система и её элементы. Сущность денежной массы.
- 39.Кредитная система и её структура. Сущность, функции и формы кредита.
- 40.Центральный банк и его функции. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка.
- 41. Инфляция и антиинфляционное регулирование.
- 42. Неравенство доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца.
- 43. Безработица и ее социальные последствия
- 45. Экономический цикл и его фазы. Виды циклов.