logo
Билеты экономика

23. Рынок чистой конкуренции, его основные черты.

РЫНОК ЧИСТОЙ (совершенной)КОНКУРЕНЦИИ — совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товарным продуктом в ситуации, когда ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен.

Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими чертами:

-имеется множество продавцов и покупателей одного и того же товара, при этом каждый из них продает (покупает) очень малую долю общего рыночного объема;

-товар с точки зрения покупателей является совершенно однородным, покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар;

-все покупатели с точки зрения всех продавцов одинаковы;

-цена на производимую продукцию формируется рынком под действием спроса и предложения;

-отсутствие рыночных барьеров;

-высокая мобильность факторов производства, капитала и других факторы, легкое переключение с одного вида продукции на другой.

-полная и достоверная информация о происходящем на рынке у всех участников

Общий, средний и предельный доходы фирмы совершенного конкурента.

Общий доход TR = p×Q p=const Q=цена

Средний доход: AR=TR/Q=pQ/Q

Предельный доход: MR=∆TR/∆Q

изменение общего дохода фирмы в связи с выпуском дополнительной продукции и ее реализации

Эконом.прибыль=0, норм.прибыль>0

(P-ATC(Q*))Q*- экономическая прибыль

Экономическая прибыль=0

норм.прибыль>0

Рыночная цена в отрасли является ориентиром для каждой отдельной фирмы и обеспечивает одним фирмам положительную экономическую прибыль (при условии, что цена выше средних общих затрат), другим — нормальную прибыль (при условии равенства цены средним общим затратам, при этом экономическая прибыль равна нулю), третьим — отрицательную экономическую прибыль, то есть убытки (если цена ниже средних общих затрат).

В зависимости от соотношения между текущей рыночной ценой и затратами каждая конкретная фирма предлагает (или не предлагает) рынку определенный объем продукции. На рынке совершенной конкуренции при достижении отраслевого равновесия в длительном периоде рыночная цена блага при данной технологии производства тяготеет к минимальным средним общим затратам, и экономическая прибыль каждой фирмы равна нулю. В условиях чистой конкуренции роль ценовых стратегий, как и других элементов комплекса маркетинга, ничтожно мала.