Возникновение утопического социализма. Томас Мор. Компонелла.
Политическая идеология утопического социализма в лице Мора и Кампанеллы, выражая интересы зарождавшихся пролетарских элементов, с самого момента ее появления противостояла политическим теориям идеологов эксплуататорских классов, в том числе и буржуазии.
Критика и отрицание общественного строя, основанного на частной собственности, и обоснование преимуществ строя, основанного на общности имуществ, не могли не привести и к качественно новым взглядам на государства, хотя, разумеется, у утопических социалистов встречается немало ссылок на политических мыслителей прошлого для аргументации своих идеалов в области государства и права.
Мору и Кампанелле присуще понимание того, что угнетательская природа государственности создана с наличием частной собственности. Но это вынуждает их искать тот политический идеал, который должен быть осуществлен в обществе, где ликвидирована частная собственность. Потому не случайно, что Мор и Кампанелла связывают будущее социалистическое общество с демократической организацией государства, с самым широким участием масс трудящихся в управлении дедами государства. Проблемы подлинной демократии, свободы личности, ее освобождение от эксплуатации - все это характерно для политических программ уже первых крупных теоретиков утопического социализма.
В их работах рассматриваются и вопросы о деятельности будущего идеального государства по организации производства и распределения в интересах всех членов общества, подвергаются критике агрессивные войны и анализируются многие другие вопросы внутренней и внешней политики государства, в основе которого лежит общественная собственность.
В замечательном произведении «Утопия» Томас Мор (1478 - 1535) подверг критике существующий в Англии общественный и политический строй. Мор подвергает всесторонней критике язвы существующего общества и считает их причиной - частную собственность. Трактат Мора был страстным протестом против всего социально-политического строя, основанного на частной собственности. Именно частная собственность -источник всех зол, бедствий в государстве. Мор показывает, что современные ему законы защищают интересы богачей, что эти законы ничего общего со справедливостью не имеют. Резкой критике подвергается «кровавое законодательство» и вся система уголовного законодательства и правосудия в Англии. Равенство и справедливость возможны только тогда, когда полностью будет уничтожена частная собственность.
Политическое устройство, которое Мор считает идеальным - основано на всеобщем равенстве и свободе. Его политический идеал пронизан демократизмом. Все основные должностные лица избираются народом, отчитываются перед ними и должны действовать в интересах народа. Важные вопросы обсуждаются всеми жителями «Утопии». У Мора должностные лица - не привилегированное сословие, а слуги народа. Во главе государства стоит выборное лицо, которое называется князем, но которое фактически является президентом. Подобное общественное и политическое устройство ведет к высоким нравственным качествам населения «Утопии». Вследствие этого в государстве незначительное число законов. Социалистический идеал Мора был ярким протестом как против феодализма, так и против капиталистических отношений. Тем самым Мор шел много дальше буржуазных гуманистов, ибо объективно выражал интересы и вековые мечтания трудового народа о таком социально политическом строе, где нет ни насилия, ни эксплуатации человека человеком. Замечательны высказывания Мора, обращенные против захватнических войн.
При всей своей прогрессивности учение Мора было утопическим, ибо в материальных условиях жизни того общества не было предпосылок для построения социализма. Ограниченность воззрений Мора, исходившего из современного ему низкого уровня техники, сказывается в том, что он ориентируется на ремесленный труд и в его «Утопии» для выполнения особо неприятных работ сохраняется рабство.
Идеи утопического социализма в Италии развил Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) - мыслитель и борец за освобождение Италии от иноземного ига. Автор труда «Город Солнца», следуя за Мором, произведение которого было хорошо ему известно, он приходит к выводу, что причиной всех зол в обществе является частная собственность. Идеальный общественно-политический строй, отвечающий интересам трудящихся, - это строй, основанный на общественной собственности.
Именно такой строй изображает Кампанелла на страницах своей замечательной книги. В Городе Солнца ликвидирована частная собственность, средства производства принадлежат всему обществу. Каждый гражданин Города Солнца обязан трудиться, труд носит всеобщий и обязательный характер, признается почетным и благородным делом. В связи с тем, что производительным трудом занято все население, рабочий день сокращен до четырех часов. Потребление, как и производство носит общественный характер, хотя здесь Кампанелла стоит позади Мора, вводя общую собственность даже на предметы одежды и личного обихода.
Интересны идеи Кампанеллы о трудовом воспитании. Обучение в Городе Солнца связано с производственным трудом. Большое значение придается развитию науки и техники.
Социалистические принципы идеального общества влекут за собой и изменение характера политического строя. В Городе Солнца установлено равенство мужчин и женщин, имеет место демократическая организация государственной власти. Во главе государства стоит первосвященник; эту должность занимает самый мудрый и образованный гражданин Города Солнца. Происхождение, знатность, имущественное положение не имеет никакого значения при назначении на должность, да и не может иметь в Городе Солнца, где отсутствует частная собственность, господствует общественная организация производства и распределения, всеобщий обязательный труд, где каждый обязан трудиться. Должности распределяются в зависимости от личных достоинств и способностей граждан Города Солнца. Все граждане, достигшие 20-летнего возраста, составляют Большой Совет, на собраниях которого они решают вопросы контроля за действиями должностных лиц.
Естественно, что во взглядах Кампанеллы на идеальный общественно-политический строй много наивного и утопического: он смешивал право с нравственностью, не сумел порвать полностью с религиозной идеологией. Утопические черты в учении Кампанеллы, черты грубой уравнительности и аскетизма были характерны для того времени. Однако эти черты не могут умалить большого значения «Города Солнца», в котором Кампанелла на заре капиталистического общества увидел отдаленные очертания общества, свободного от угнетателей.
В трудах Мора и Кампанеллы не говорится о путях преобразования существующего общественно-политического строя в идеальное государство, основанное на общественной собственности и действующее в интересах народа. Однако, несмотря на историческую ограниченность социалистических утопий этих мыслителей, в их произведениях нашли яркое выражение мечты народных низов о лучшем будущем.
- Экономические учения Древней Азии. Законы царя Хаммурапи. Конфуций. «Артхашастра»
- Экономические учения Древней Греции. Ксенофонт. Платон. Аристотель.
- Экономическая мысль Древнего Рима. Катон Старший. Варрон. Гракхи Тиберий. Гай.
- Экономические идеи феодализма в арабских странах. Коран. Ибн-Хальдун.
- Экономические идеи феодализма в Западной Европе. «Салическая правда», «Капитулярий о виллах», Фома Аквинский.
- Экономические идеи феодальной России (IX-XVI вв.). «Русская правда», Ермолай Еразм.
- Возникновение утопического социализма. Томас Мор. Компонелла.
- Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории.
- В. Петти. Особенности экономического развития Франции в XII-XVIII вв., их отражение во взглядах п. Буагильбера.
- Физиократы. Ф. Кенэ и его концепция «естественного порядка», «Экономическая таблица». П. Тюрго.
- А. Смит – центральная фигура концепции экономического либерализма. «Исследование о природе и причинах богатства народов».
- Д. Рикардо и его работа «Начала политической экономии и налогообложения». Теория распределения.
- «Закон ж.Б. Сэя» и его критики. Проблема реализации: «закон рынков».
- Т. Малтус, н. Сениор, ф. Бастиа.
- Завершение классической политической экономии. Д.С. Милль.
- Экономическая теория к. Маркса.
- Предшественники маржинализма. Г. Госсен, ж. Дюпюи, и. Тюнен, а. Курно.
- Основные направления маржинализма; роль и историческое значение маржиналистской революции в развитии экономической мысли.
- Австрийская школа. К. Менгер, о. Бем-Баверк, ф. Визер.
- Английский вариант теории предельной полезности. У. Джевонс: концепция «отрицательной полезности».
- Лозаннская школа. Л. Вальрас – основоположник теории общего экономического равновесия.
- Второй этап «маржинальной революции» и возникновение неоклассической теории. Кембриджская школа. А. Маршалл.
- Американская школа Дж. Б. Кларк.
- Теория рынка с несовершенной конкуренцией э. Чемберлина и Дж. Робинсон.
- Лозаннская школа в. Парето – социальный философ и экономист. Оптимум в. Парето.
- Институционализм. Содержание и значения работы т. Веблена «Теория праздного класса».
- Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса.
- У. Митчелл и его теория циклов.
- Дж. Гэлбрейт: концепция «зрелой корпорации» и техноструктуры.
- Критика Кейнсом основных положений классического и неоклассичечского направлений. Методология Кейнса.
- Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.
- Неокейнсианство (ортодоксальное кейнсианство).
- Ф. Лист и «национальная экономия». Методология исторической школы.
- Соединение целей исторической школы с теориями либеральной ориентации в работах м. Вебера и в. Зомбарта.
- Исторические условия возникновения «нового либерализма».
- М. Фридмен и его экономические концепции.
- Идеология либерального дворянства н.С. Мордвинов, м.М. Сперанский.
- Теоретики промышленного развития России: ю.Э. Янсон, а.И. Чупров, и. Янжул.
- Экономические взгляды с.Ю. Витте, денежная реформа. Концепция модернизации экономики России п.А. Столыпина.
- Русская математическая школа: в.К. Дмитриев, н.А. Столяров, е.Е. Слуцкий, в.С. Войтинский.
- Экономические взгляды в.И. Ленина.
- Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства а.В. Чаянова.
- Н.Д. Кондратьев: трактовка аграрных проблем. Учение о «больших циклах конъюнктуры».
- Л.В. Канторович – создатель теории линейного программирования.