7. Товар и его свойства.
Товар – это вещь, которая создана трудом, предназначена для обмена и обладающая общественной ценностью. Товар является основной категорией рынка.
Товар - продукт труда, произведенный для обмена путем купли-продажи.
Трудовая теория стоимости. (Схема)
Существуют две теории, анализирующие свойства товара.
1. Марксистская теория трудовой стоимости. Согласно данной теории у товара имеются четыре свойства:
1) потребительная стоимость – это полезность товара, его практическое назначение, способность удовлетворять ту или иную потребность человека (т. е. набор полезных свойств товара);
2) стоимость – это то, во что обходятся производство товара и его реализация (т. е. овеществленный в товаре общественный труд);
3) меновая стоимость – это количественное соотношение, в котором один товар обменивается на другой;
4) цена – это денежное выражение меновой (рыночной) стоимости товара.
Свойства товара определены двойственным характером труда:
1) конкретный труд – это труд, затрачиваемый в определенной форме;
2) абстрактный труд – это труд вообще независимо от конкретной формы.
2. Маржиналистская теория предельной полезности. Согласно данной теории товар имеет два свойства:
1) полезность – выгода, получаемая или ожидаемая от товара;
2) ценность – индивидуальная или массовая оценка степени полезности товара для удовлетворения различных типов потребностей человека, фирмы или страны в целом. Ценность товара определяется:
а) универсальностью, т. е. тем, насколько широк круг потребностей, удовлетворяемых товаром;
б) значимостью для потребителей этих потребностей;
в) редкостью товара или сложностью его получения. Чем больше запасы товара, тем ниже полезность и, следовательно, ценность каждой следующей единицы товара.
Но помимо марксистской и маржиналистской экономических школ, появились и новые, например, институционализм и теория общественного выбора. Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества. Субъектом исследований является «человек экономический».
Теория общественного выбора – раздел экономической науки, изучающий закономерности выбора путей деятельности правительства в области экономики и то, каким образом происходит данный выбор под давлением демократической системы.
- 1. Предмет экономической теории. Методы и функции экономической теории
- 2 Экономические ресурсы. Производственные возможности. Кривая производственных возможностей.
- 3.Экономическая система и её основные элементы.
- 4. Типы и модели экономических систем.
- 5. Собственность. Сущность, объекты и субъекты, типы и формы собственности.
- 6. Формы организации общественного хозяйства. Условия возникновения товарного производства.
- 7. Товар и его свойства.
- 8. Происхождение, сущность и функции денег. Ликвидность денег.
- 9. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
- 10. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.
- 11. Ценовая эластичность спроса, факторы, влияющие на неё.
- 12. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса по цене.
- 13. Эластичность предложения.
- 14. Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки.
- 15. Факторы производства. Производственная функция. Изокванты.
- 16. Фиксированные и переменные производственные факторы. Средний и предельный продукты. Закон убывающей отдачи.
- 17. Издержки производства и их классификация (бухгалтерские, внутренние, экономические).
- 18. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.
- 19. Издержки производства в долгосрочном периоде.
- 20. Прибыль: сущность, источники, функции, виды прибыли.
- 21. Доходы фирмы. (общий, средний, предельный)
- 22. Типы конкурентных рыночных структур. Рациональное поведение фирмы в условиях конкуренции.
- 23. Рынок чистой конкуренции, его основные черты.
- 24. Определение цены и объёма производства в условиях чистой конкуренции (метод сопоставления валовых величин): условия максимизации прибыли
- 25. Определение цены и объёма производства в условиях чистой конкуренции (метод сопоставления предельных величин). Условие минимизации убытков
- 26. Чистая монополия. Определение цены и объёма в условиях чистой монополии.
- 27. Монополистическая конкуренция и её признаки. Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции.
- 28. Олигополия, ее признаки. Олигополистическое ценообразование.
- 29. Рынки ресурсов и их особенности.
- 30. Рынок труда: сущность и функции. Спрос и предложение на рынке труда с совершенной и несовершенной конкуренцией.
- 31. Заработная плата: сущность, функции, номинальная и реальная заработная плата.
- 32. Понятие макроэкономики. Основные макроэкономические показатели.
- 33. Измерение объема национального производства. Ввп и способы его измерения.
- 34. Чистый внутренний продукт, национальный доход, располагаемый - личный доход. Чистое экономическое благосостояние.
- 35. Цели, методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- 36. Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом регулировании.
- 37. Налоговая система гос-ва.
- 38. Денежная система и её элементы. Сущность денежной массы.
- 39.Кредитная система и её структура. Сущность, функции и формы кредита.
- 40.Центральный банк и его функции. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка.
- 41. Инфляция и антиинфляционное регулирование.
- 42. Неравенство доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца.
- 43. Безработица и ее социальные последствия
- 45. Экономический цикл и его фазы. Виды циклов.