Горизонтальная Вертикальная Диверсификация
Поглощение или слияние компаний, занятых в одной отрасли. | Объединение фирм разных отраслей, связанных общностью технологий. | Объединение фирм разных отраслей, технологически несвязанных между собой |
Организационные формы монополий:
1.Картель – соглашение о ценах на товары и услуги об объемах производства. Его участники договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен (кто, где, сколько и почем продает). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность.
2.Синдикат – объединение в целях совместного сбыта продукции.
3.Трест – объединение на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом одного вида товара.
4.Концерн – объединение многопрофильных фирм с единым финансовым центром (концерн «ДЭУ», производящий товары от батареек до автомобилей, имеющий заводы от Южной Кореи до Узбекистана).
5.Холдинг- головная компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому, влияющая на их деятельность.
6.Конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.
Кроме основных типов рыночных структур, существует множество других: монопсония, олигопсония, дуополия, двусторонняя монополия.
-Монопсония- рынок, на котором оперирует один крупный покупатель какого-то товара и он контролирует цену.
-Олигопсония- рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит несколько крупных покупателей.
-Дуополия- имеются только два поставщика определенного товара.
-Двусторонняя монополия- на рынке один крупный производитель-монополист сталкивается с одним крупным покупателем.
Основные типы барьеров (ограничителей) для входа на рынок:
-
Лицензия- право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на рынке;
-
Товарный знак- особый символ, позволяющий узнавать товар, фирму;
-
Авторское право- обеспечивает создателям новых продуктов исключительные права продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений;
-
Патент- свидетельство, подтверждающее право автора на распоряжение созданным им благом.
Антимонопольное законодательство- комплекс законов и правительственных актов, способствующих развитию конкуренции, направленных на ограничение и запрещение монополий. Оно основано на законах РК «Об естественных монополиях», «О конкуренции и ограничение монополистической деятельности».
Закон РК от 9 июня 1998г. «О недобросовестной конкуренции» определяет действия, признающиеся недобросовестной конкуренцией, устанавливает механизм ее предотвращения. Законом различаются следующие виды недобросовестной конкуренции в РК:
Тесты:
-
Конкурентный рыночный механизм – это способ:
-
согласования решений потребителей, производителей и владельцев факторов производства
-
синхронизации этих решений
-
согласования и синхронизации этих решений
-
ни синхронизации, ни согласования этих решений
-
Что включается в инфраструктуру рынка:
-
банки
-
ярмарки
-
консалтинговые фирмы
-
налоговые и таможенные органы
-
все ответы верны
-
Рынок – это:
-
совокупность актов купли-продажи
-
взаимодействие спроса и предложения
-
взаимоотношения между продавцами и покупателями
-
экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара
-
Какая из функции денег названа неверно:
-
мера стоимости
-
средство обращения
-
мера дохода
-
средство платежа
-
мировые деньги
-
Деньги – это:
-
всеобщий эквивалент
-
простое орудие счета
-
товар, обладающий всеобщей обмениваемостью
-
Какая черта не характерна для товарного производства?
-
косвенные, опосредованные рынком связи
-
общественное разделение труда
-
характерен универсальный труд
-
продукты создаются для продажи
-
специализация на производстве одного продукта
-
Товар – это:
-
вещь, способная удовлетворять человеческие потребности
-
вещь, в которой воплощен общественный труд
-
благо, удовлетворяющее человеческую потребность и предназначенное для обмена
-
вещь, обладающая какой-либо ценностью
-
Какие из этих социальных явлений связаны с общественным разделением труда?
-
появление денег, необходимых для обмена
-
появление капитала
-
взаимосвязь и взаимозаменяемость людей в производстве
-
все ответы верны
-
Какая из этих характеристик противоречит понятию «конкурентный рынок»?
-
диффузия экономической власти
-
большое число продавцов
-
наличие немногих покупателей, предъявляющих спрос на все товары
-
относительно легкое вхождение производителей в данный рынок
-
правильного ответа нет
-
Натуральное хозяйство характеризуется тем, что:
-
продукты производятся для удовлетворения собственных потребностей
-
естественной формой богатства является натуральный продукт
-
характерен универсальный труд
-
осуществляется прямые экономические связи
-
совокупность перечисленного
-
Причины закрепления за благородными металлами функции всеобщего эквивалента:
-
однородность и сохраняемость
-
делимость и ковкость
-
высокая стоимость при небольшом объеме
-
портативность
-
совокупность перечисленного
Лекция 7. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров. Конкуренцию можно классифицировать по нескольким признакам:
1.По масштабам развития:
1.1.Индивидуальная конкуренция - один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия рынка.
1.2.Местная - соперничество товаровладельцев какой-то территории.
1.3.Внутриотраслевая - соперничество в одной отрасли.
1.4.Межотраслевая – соперничество субъектов разных отраслей.
1.5.Национальная – состязание внутри страны.
1.6.Глобальная - борьба субъектов разных стран..
2.По методам ведения:
2.1.Ценовая - за счет снижения цены.
2.2.Неценовая - за качества товара, рекламы, уровень обслуживания.
3.По способам ведения:
3.1.Добросовестная.
3.2.Недобросовестная - нарушение правил рынка, использование ложной рекламы и т.д.
4.По характеру развития конкуренции:
4.1.Совершенная.
4.2.Несовершенная (олигополия, монополия, монополистическая конкуренция ).
Соответственно выделяют рынки: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.
Таблица 3.1.
Характеристика моделей рынка
Параметры | Совершенный Рынок | Несовершенный рынок | ||
Чистая конкуренция | Монополистич. конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
Определение | Рынок с большим числом фирм, про дающих стандарти зированный товар и ни одна фирма не влияет на цену. | Рынок с боль шим числом продавцов, предлагающих сходные но не одинаковые товары. | Рынок где господствуют несколько крупных фирм (2-дуополия). | Рынок, где господ ствует один прода вец, влияющий на цену товара |
Число фирм | Очень большое | Многое | Несколько | Одна |
Вид товара | Однородный | Дифференцированный | Дифференцированный и однородный | Уникальный, не имеющий близких заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | В пределах рыночной ниши | Ограничен вза имной зависи мостью и значи телен при тайном сговоре | Диктует цены |
Барьеры для вхождения в отрасль | Отсутствует | Отсутствует | Значительны | Вхождение заблокировано |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Существенна | Значительна | Нет нужды в ней |
Совершенная конкуренция – это рыночная структура, где много фирм, продающих стандартизированный товар и не одна фирма не располагает большой долей рынка, чтобы влиять на 3 явления:
1.Изменение цен покупателей и продавцов.
2.Соотношение спроса и предложения.
3.Отключение рыночной цены от равновесной.
Конкуренция и монополия противоположные явления. Монополия - один продавец уникального товара, монопсония – один покупатель товара. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:
1.Естественная монополия – возникает в результате владение редким и невоспроизводимым фактором производства (Горводоканал, Энергосеть, т.д.).
2.Искуственная монополия – возникает в результате сговора или слияния фирм.
3.Случайная монополия – возникает в результате создания временного превышения спроса над предложением для своего круга потребителей.
Главная причина возникновения монополий – концентрация производства и капитала.
- «Утверждаю»
- Учебно-методический комплекс
- Астана 2009
- Типовая учебная программа
- 1.Разработана и внесена ____________________________________
- Содержание дисциплины Введение
- Основная часть
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Раздел I. Общие основы экономического развития общества
- Тема 2. Общественное производство и его структура
- Тема 3. Экономические институты: собственность и предпринимательство.
- Тема 4. Типы экономических систем и закономерности их развития.
- Тема 5. Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.
- Раздел II. Рынок и механизмы его регулирования. Тема 6. Рынок: виды, структура, модели
- Тема 7. Спрос и предложение.
- Тема 8. Конкуренция и монополия.
- Тема 9. Капитал ( фонды). Кругооборот и оборот.
- Тема 10. Издержки производства.
- Тема 11. Доходы от факторов производства.
- Тема 12. Национальная экономика как система.
- Тема 13. Экономическое равновесие и экономический рост.
- Тема 14. Экономические циклы. Инфляция и безработица.
- Раздел IV. Макроэкономическое регулирование Тема 15. Государственное регулирование: сущность, цели, инструменты.
- Тема 16. Социальная и региональная политика государства
- Тема 17. Регулирование внешнеэкономической деятельности.
- Список рекомендуемой основной литературы:
- Список рекомендуемой дополнительной литературы:
- Рабочая учебная программа
- Цель и задачи дисциплины
- Перечень дисциплин
- Содержание дисциплины
- Тематика срс
- 6.Список основной и дополнительной литературы
- Предмет и метод экономической теории.
- Методы экономической теории.
- Структура общественного производства:
- Типы воспроизводства
- Характерные черты рыночной экономики.
- Роль государства в разных типах экономики.
- К неценовым факторам относятся:
- Причины возникновения рынка:
- Функции рынка:
- Рынку присущи следующие достоинства и недостатки:
- Классификация структуры рынка.
- Конкуренцию можно классифицировать по нескольким признакам:
- 1.По масштабам развития:
- 2.По методам ведения:
- 3.По способам ведения:
- 4.По форме:
- Направления концентрации
- Горизонтальная Вертикальная Диверсификация
- Направления концентрации
- Горизонтальная Вертикальная Диверсификация
- Ценные бумаги и их разновидности.
- Титульный лист и оглавление
- Классификация издержек производства:
- От метода оценки затрат
- В зависимости от влияния изменения объема производства
- Макроэкономика. Снс. Макроэкономические показатели. Совокупный спрос и предложение.
- Отличия дефлятора внп от ипц
- Основные понятия и термины.
- Лекция 11. Цикличность экономического развития
- Характеристика депрессии.
- Характеристика оживления.
- Характеристика бума.
- Несмотря на обилие работ по проблеме цикличности, до сих пор нет единой концепции по поводу причины циклического развития. Разными экономическими школами трактуется по – разному.
- Типы экономического роста
- Измерение инфляции:
- Виды кредита
- Структура государственного бюджета.
- Принципы налоговой системы.
- Сравнительные характеристики политики внешней торговли.
- Содержание семинарских занятий Тема 1. Основные понятия экономической теории.
- Тема 5. Основы теории спроса и предложения.
- Тема 15. Регулирование внешнеэкономической деятельности
- 7. Каковы признаки оборотного капитала?
- 8. Издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции
- Денежный знак, установленный в законодательном порядке;
- Д) средство платежа, средство накопления, средство оборота, мировые деньги,
- Е) дивиденд
- Д) объединение предприятий выпускающих одинаковую продукцию
- Е) расходов на оборону. Вопросы для срсп:
- Экзаменационные вопросы по курсу «Основы экономической теории»
- Основные понятия и термины