logo
UMK_rus_Ekonom_teoria

Горизонтальная Вертикальная Диверсификация

Поглощение или слияние компаний, занятых в одной отрасли.

Объединение фирм разных отраслей, связанных общностью технологий.

Объединение фирм разных отраслей, технологически несвязанных между собой

Организационные формы монополий:

1.Картель – соглашение о ценах, об объемах производства.

2.Синдикат – объединение в целях совместного сбыта продукции, сохраняется независимость предприятий.

3.Трест – объединение на основе общего управления производством и сбытом товаров.

4.Концерн – объединение многопрофильных фирм с единым финансовым центром.

5.Конгломерат – объединение компаний, не связанных по роду деятельности.

На запрещение и ограничение монополий, направлено антимонопольное законодательство. Оно основано на законах РК «О естественных монополиях», «О недобросовестной конкуренции», «О конкуренции и ограничение монополистической деятельности».

Лекция 8. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ.

  1. Фирма в системе рыночных отношений.

  2. Сущность, организационные формы предпринимательства и его характерные черты.

  3. Издержки: сущность, структура, классификация.

  1. Показатели эффективности фирмы.

  2. Эффект масштаба. Равновесие фирмы.

Фирма- это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли

Собственные (внутренние) средства- это:

Заемные (внешние) средства- это банковский и коммерческий кредит. На их долю приходится 30-40% всех финансов.

Признаки предпринимательской деятельности:

Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, ассоциации, государство. Объектами могут стать любые виды хозяйственной деятельности, в зависимости от содержания этой деятельности различают виды предпринимательства:

- Страховое

2. Формы собственности: предпринимательство делится на государственное и частное.

3. По признаку размеров предпринимательства: малый, средний и крупный бизнес.

Франчайзинг- это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере.

Венчурная фирма- это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Они делают свой бизнес на нововведениях.

Средний бизнес в отличие от мелкого не обладает такой гибкостью и многочисленностью; не имеет такой мощи, как крупные предприятия. Он может выжить, лишь придерживаясь «нишевой» специализации, т.е. захвата отдельных сегментов рынка, и становясь там мини-монополией (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.)

Крупный бизнес отличается большой прочностью. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукции, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.

Физическое лицо-гражданин, человек, участвующий в какой-либо деятельности. Он действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации предприятия.

Юридическое лицо- организация, учреждение, выступающее в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей.

В зависимости от форм организации выделяют различные формы предприятий.

Формы

Преимущества

Недостатки

Индивидуальное - бизнес, владельцем которого является один человек. Характерна для мелких магазинов, ферм, профессиональной деятельности юристов, врачей.

Значительная свобода действий, самостоятельность, независимость, собственник владеет всей прибылью.

Неограниченная имущественная ответственность, ограниченные возможности кредитования.

Товарищество – бизнес, которым владеют два человека и более. Характерно для брокерских контор, аудиторских фирм.

Простота организации, легко привлечь дополнительные средства, высокий уровень специализации, возможности для расширения производства.

Имущественная ответственность каждого из участников, несовпадение интересов партнеров, сложности в определении доли каждого участника, угроза распада при уходе одного из партнеров.

Корпорация (акционерное общество)- фирма, основанная на централизации капитала за счет акций: закрытое и открытое.

Неограниченные возможности привлечения капитала за счет продажи ценных бумаг, стабильность функционирования, т.к. уход одного из акционеров не влечет закрытия фирмы

Сложность организации, управления, т.к. акции распределены и сосредоточены в разных руках; разделены функций собственности и правления; двойное налогообложение.

Коммерческие фирмы могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий.

Виды хозяйственных товариществ: полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества (открытого и закрытого), дочерних предприятий.

Некоммерческие фирмы создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов.