logo search
микроэкономика книга

Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности

Для анализа поведение потребителя, изолированно­го от общества и общественного производства используют простейшие модели. Например, экономисты австрийской школы, в качестве потребителя представляют Робинзона на необитаемом острове или отшельника, живущего в лесу. Это упрощение дает возможность рассматривать поведение потребите­ля в наиболее "чистом виде", без специфических общест­венных форм. Широкое распространение получила так называемая матрица К. Менгера, которая позволяет иллю­стрировать поведение рационального потребителя, удовле­творяющего несколько потребностей с помощью одного или нескольких экономических благ. Тогда матрица выглядит следующим образом:

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

10

9

9

8

8

8

7

7

7

7

6

6

6

6

6

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Римскими цифрами в матрице обозначены потребности по мере убывания их значимости, арабскими — предельная полезность каждой единицы блага, удовлетворяющего каждую потребность. Убывание арабских цифр объясня­ется законом убывания предельной полезности.

Допустим, Робинзон имеет шесть мешков зёрна, кото­рые нужно распределить между тремя потребностями: для собственного питания (I), под урожай следующего года (II), для кормления домашних животных (III). Понятно, что каждый мешок зерна не равноценен по полезности вследствие неравнозначности потребностей и степени их насыщения. Поэтому в первую очередь распределяются наиболее значимые по полезности блага, а если полезность благ, удовлетворяющих разные потребности одинакова, то в первую очередь удовлетворяются более насущные по­требности.

Согласно матрице Менгера и предыдущим рассуждени­ям становится понятным, что первый мешок зерна будет распределен Робинзоном для удовлетворения первой потребности, так как полезность этого же мешка зерна для второй и третьей потребности меньше. Второй мешок мог бы быть распре­делен на вторую или первую потребность, но с учетом значимости потребности тоже будет предназначен для пи­тания Робинзона. По матрице Менгера несложно продол­жить дальше наши рассуждения. В результате получим, что максимизация полезности будет достигнута Робинзо­ном тогда, когда из шести мешков зерна три будут пред­назначены для питания, два - для посева в следующем году и один — для кормления домашних животных. При этом все три потребности будут удовлетворены в одинако­вой степени. Для упрощения в примере мы взяли одно благо — зерно, но это не обязательно, экономические блага могут быть разными для I, II и других потребностей, но рассуждения и выводы будут теми же.

Вывод, который был сделан на основе простейших моделей потребления, следующий: потребитель достигает максимального удовлетворения потребностей тогда, когда последние приращения экономических благ в потреблении имеют одинаковую полезность, или, другими словами, потребитель должен определить такое сочетание экономи­ческих благ, предельные полезности которых равны (в нашем примере они равны 8). Это условие равновесия Робинзона можно записать так:MU1=MU2=MU3.

Следует отметить, что в простейших моделях рассматривалось только одно условие, ограничивающее потребление — ограничен­ность экономических благ. В условиях рынка основными ограничителями потребительского выбора выступают цены товаров и доход потребителя. В связи с этим значение имеет уже не только сама по себе полезность товара, но и ее соотношение с ценой данного товара. Такое соотношение называют взвешенной предельной полезностью.Посмот­рим, как влияет взвешенная предельная полезность на условия максимизации полезности. Допустим, студент Робинзонов имеет недельный доход 4,5 дол. и тратит его всего на два товара — бананы и шоколад:

предельная полезность

1 кг бананов MU1

предельная полезность

1 плитки шоколада MU2

10

6

9

5

8

4

7

3

6

2

На основании этих данных можно сказать, что, не будь рынка, бананы бы потреблялись в первую очередь, по­скольку их предельная полезность выше. Однако рыноч­ные цены могут внести коррективы в потребление. Допус­тим, что бананы стоят 1 дол. (P1), а шоколад - 0,5 дол.(P2). Тогда взвешенные предельные полезности будут выглядеть следующим образом:

MU11

MU22

10

12

9

10

8

8

7

6

6

4

Взвешенная предельная полезность шоколада оказа­лась у первой единицы выше, чем у бананов. Поэтому первые полдоллара недельного дохода будут потрачены на шоколад, а следующий доллар — на бананы (условно считаем, что первая потребность более значимая). Дальней­шее распределение дохода будет определяться согласно величине взвешенной полезности. В результате окажется, что максимизация полезности будет достигнута при потреб­лении 3 кг бананов и трех шоколадок. Недельный доход распадается на 0,5 + 1,0+0,5+ 1,0+ 1,0+0,5 = 4,5 (дол.).

Условием максимизации полезности является равенст­во взвешенных предельных полезностей (в нашем примере они равны восьми): MU1/P1=MU2/Р2. Это и есть правило максимизации полезности.

Если взвешенные предельные полезности не равны, например, MU1/P1>MU2/P2, следовательно, потреби­тель должен изменить количество обоих товаров в потреб­лении. В данном случае он должен увеличить количество первого товара и уменьшить второго, тогда предельные полезности этих товаров сблизятся.

Необходимо подчеркнуть, что закон убывающей предельной полезности объясняет отрица­тельную направленность кривой спроса. Действительно, каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены. Поэтому кривые предельной полез­ности и спроса похожи друг на друга (рис. 2.5.).

Рис. 2.5. Кривые предельной полезности (а) и спроса(б)

Допустим, что в предыдущем примере цена бананов умень­шилась. Это увеличит взвешенную предельную полезность бананов. Для максимизации полезности студент увеличит количество бананов в потреблении, что является подтверж­дением закона спроса. С помощью кривой спроса можно проиллюстрировать выигрыш потребителя. Выигрыш потребителя —это раз­ность между ценой, которую готов заплатить потребитель за данный товар и реальной ценой данного товара. Цена, которую готов заплатить потребитель, определяется пре­дельной полезностью каждой единицы товара, а цена товара на рынке определяется взаимодействием спроса и предложения. В результате все единицы товара в данный момент продаются по одинаковой цене. Поэтому потреби­тель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он был готов за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштри­хованного треугольника на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Выигрыш потребителя

Из рис. 2.6. видно, что потребительский излишек или выгода имеет место при приобретении 6 единиц товара. При покупке 7-ой единицы выигрыш потребителя равен нулю. Если рыночная цена товара увеличится, выигрыш потребителя сократится и наоборот, если цена упадет, выигрыш увеличится.