logo search

9. Институциональные теории фирмы

Фирма – это множество ассиметричных избирательных обменов, координация которых осуществляется посредством команд, распоряжений и приказов. Механизм цен внутри фирмы вытесняется.

Вначале появляется предприниматель, затем инвесторы, потом менеджеры и наемные рабочие. Это внутренние участники деятельности на предприятии.

Среди внешних участников: государство и право. Правительства также несут ответственность за состояние дел в экономике.

Фирма как альтернатива рынку нужна для реализации технологических преимуществ при углублении разделения труда. Это кооперация и специфичность активов. Рынок не позволяет эти преимущества реализовать, так как конкуренция в случае группового производства не работает по причине невычленяемости индивидуальных вкладов и возможности отлынивания, а в случае специфичности активов – по причине уникальности контрагентов и возможности шантажа.

С точки зрения реализации преимуществ группового производства, основное назначение фирмы – контролировать работу скооперированных работников и измерять их вклад в общее дело.

Отношения «поставщик-потребитель» характеризует фирму в качестве участника отрасли. Профессиональные объединения также важны. Они являются важными институтами и субъектами права. Появляется философия корпоративного менеджмента. Менеджерский тип управления предполагает гармонизацию интересов групп, составляющих фирму. Термин «частное предпринимательство» применяется для коллективных форм деятельности предприятия.

Предприятие в правовом аспекте есть обособленный имущественный комплекс.Это объект права, а не его субъект; в экономическом аспекте предприятие – это производство для внешних потребителей, воспроизводство ресурсов и условий функционирования. Кроме того, предприятие может самостоятельно принимать решения и период его деятельности не ограничивается.

В настоящее время можно выделить несколько теорий предприятия.

1. Неоклассическая теория предприятия.Эта теория господствует в микроэкономике. Производственная функция в ней – основа производства. Поведение предприятия сводится к выбору объема и структуры привлекаемых ресурсов и цен, чтобы получить максимальную прибыль.

2. Институциональная теория предприятия.Это совокупность собственников активов и множество контрактов-договоренностей как внутри предприятия, так и с внешними субъектами.

3. Эволюционная теория предприятия.Она рассматривает фирму как совокупность «рутин» – устоявшихся правил принятия решений как внутренних, так и внешних. Поведение фирмы – реакция фирмы на воздействие среды.

4. Предпринимательская теория. Предприятие рассматривается как сфера приложения предпринимательской инициативы. Нужно реализовывать микро, мезо и макрофункции, поэтому предпринимателей может быть несколько. Поведение здесь – реализация всех трех уровней.

5. Агентская теория. Она предполагает учет отношений менеджеров и собственников. Собственник может не знать того, что знает менеджер. Роль менеджера в этой модели очень велика.

Институциональная теория фирмы считает, что результат деятельности предприятия отражает важнейшие черты устройства общества. Основным источником таких институтов как дисциплина, сотрудничество, координация, доверие, лидерство, подчинение и др. являются предприятия. Именно на предприятии решается, платить ли зарплату или налоги. «Душа» предприятия – ее климат и культура. Потеря этого на предприятии разрушает и общество. Целостность и сбалансированность процессов на предприятии – важнейшие черты успеха.

Р. Коуз и Т. Веблен по-разному рассматривают природу фирмы. Коуз ставит задачу уяснить природу фирмы и выработать боле верное ее понимание, оставаясь в рамках микроэкономики. Задача Веблена – постичь природу делового предприятия в боле широком культурном контексте развития современной цивилизации, материальной основой которой является индустриальная система. В рамках логики Коуза фирма появляется в результате очевидных изъянов механизма цен – наличия особого рода издержек, которые делают иерархию боле привлекательной. Коуз расширяет экономическую теорию в сторону права и организации.

По Веблену деловое предприятие, основанное на машинной индустрии, дисциплине и материалистическом духе составляет современную цивилизацию. В экономике Веблен выделяет две антагонистические силы: бизнес и машинную индустрию, которые составляют часть культуры цивилизации, то есть экономика имеет культурную обусловленность. Войны и продвижение финансовой культуры в отсталые страны – это часть культуры делового предприятия.

Деятельность бизнесмена сталкивается с машинной индустрией, которая вносит рациональность, стандартизацию и механистический дух. Природа же бизнесмена ориентирована на прибыль, свободе контракта и денежном расчете. Веблен считает, что хронический обман, авантюризм и паразитизм становятся спутниками большого бизнеса. Веблен видит, что в крупном предприятии управление и собственность разделены, а наряду с реальной экономикой формируется фиктивный капитал, который разрастается за счет кредитной природы предприятия.

Коуз же ставит перед собой задачу уточнить определение фирмы как «островка сознательной власти», вытесняющего механизм цен. Коуз защищает идею о том, что любая трансакция может быть организована как внутри фирмы, так и на рынке. То есть в реальной экономической системе наряду со специализацией и обменом действует организация (фирма), в рамках который трансакции осуществляются по принципу приказа и делегирования полномочий. В центре исследования – мотивы участников рыночного процесса, которые, сопоставляя выгоды и издержки, осуществляют сознательный выбор в пользу фирмы.