23. Институты спроса и предложения. Закон спроса. Закон предложения. Графики спроса и предложения. Неценовые факторы спроса и предложения
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложениятоваров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом. Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Закон спроса: чем ниже цена данного товара, тем большее его количество покупатели хотят приобрести в течение данного времени и при прочих неизменных условиях. Математическиэто означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в видегиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная суммаденегна приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так какпокупательможет привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой —товар-субститут.Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижения цен. Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице. В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен.
Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:
K o — коэффициент эластичности спроса
Q — процент изменения количества продажи
P — процент изменения цены
Кривая спроса
Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. 'Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качестватоваров, естественный ростинфляциина другие факторы.
Закон предложения— при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержкахна единицу товара с увеличением цены растётприбыльи производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:1. Наличие товаров-заменителей.2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).3. Уровень технологий.4. Объём и доступность ресурсов.5. Налоги и дотации.6. Природные условия7. Ожидания (инфляционные, социально-политические) 8. Размеры рынка.
Эластичность предложения
Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:
K m — коэффициент эластичности предложения
G — процент изменения количества предлагаемого товара
F — процент изменения цены
Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.Эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняться длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.
Многие экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение:
Изменения в себестоимости производства за счёт цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Снижение себестоимости позволяет производителю доставить на рынок больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается.
Изменения цен на другие товары, в частности на товары субституты.
Индивидуальные вкусы потребителей.
Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не получить убытков в будущем.
Количество товаропроизводителейнепосредственно влияет на предложение, так как чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.
Кривая предложения отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок.
кривая предложенияпоказывает соотношение междурыночными ценамии количеством товаров, которые производители желают предложить. Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — этоиздержкипроизводства. Как известно товары, изготавливаютсяфирмамирадиприбыли. Например, фермы выращиваютпшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.
Второй фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективныйтрактор, лучшаякомпьютерная программасевооборота — всё это позволяет фермеру снизить затратыпроизводстваи изменить предложение своего товара.Производственные затраты— ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».
Неценовые факторы спроса и предложения.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
Уровень доходов в обществе;
Размеры рынка;
Мода, сезонность;
Наличие товаров-субститутов (заменителей);
Инфляционные ожидания.
Неценовые факторы спроса.
1. Предпочтения потребителей(вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый «эффект присоединения к большинству», и наоборот, если товар выходит из моды – спрос на него падает.
2. Доход покупателя. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние.
Различают товары высшей категории («нормальные», качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот, если доходы падают, то спрос на товары низшей категории возрастает, а спрос на качественные товары падает. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.
3. Цены других товаров.Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.
Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой – обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты. Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.
4. Ожидания покупателейв отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).
Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. При этом, если изменение цены товара ведет к движению вдоль кривой спроса, то под действием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса (рис. 3.3).
Неценовые факторы предложения:
цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью данных ресурсов;
возможности альтернативного использования ресурсов;
цены ресурсов;
технология;
налоги;
субсидии;
количество производителей;
ожидания производителей;
другие факторы.
- Ответы на вопросы к междисциплинарному государственному экзамену для бакалавров Институциональная экономика
- 2. Институты, их роль в функционирование экономики. Виды институтов.
- 3. Институциональный подход к изучению экономических явлений и процессов.
- 4. Экономические и институциональные отношения в системе хозяйственных отношений.
- 6. Теория трансакционных издержек. Трансакционные издержки и их виды.
- 7. Институт собственности. Экономическое содержание собственности. Юридические аспекты собственности. Теория прав собственности
- 8. Предпринимательство и его функции. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
- 9. Институциональные теории фирмы
- 10. Товарное производство. Основные положения теории трудовой стоимости.
- 12. Институциональные и экономические функции государства.
- 13. Государство в неоинституциональной теории.
- 14. Теории капитала. Человеческий капитал
- 15.Экономическое содержание научно-технического прогресса. Научно-техническая революция. Постиндустриальное общество.
- 16. Институт заработной платы. Теории заработной платы. Формы и системы заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.
- 17. Кругооборот капитала Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация
- 19. Акционерный капитал. Акционерные общества и их виды.
- 20. Финансовые рынки и финансовые институты
- 21. Институт ценных бумаг. Экономическое содержание и виды ценных бумаг
- 22. Рынок ценных бумаг, его сущность и функции. Фондовый рынок как часть финансового рынка.
- 23. Институты спроса и предложения. Закон спроса. Закон предложения. Графики спроса и предложения. Неценовые факторы спроса и предложения
- 24. Экономические и бухгалтерские издержки. Прибыль бухгалтерская и экономическая. Нормальная прибыль.
- 25. Четыре модели рынка, их характерные черты.
- 26. Валовой внутренний и валовой национальный продукт. Методы расчета. Система национальных счетов.
- 5. Чистый национальный продукт (чнп).
- 2. Способы расчета внп
- 3. Способы расчета ввп
- Индексы цен
- 27. Безработица, её виды. Полная занятость. Социально-экономические последствия безработицы.
- 28. Инфляция и её виды. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
- 30. Экономический рост, его факторы и показатели. Кредитно-денежная политика, её инструменты