27.Монополия:сущность,виды,методы господства.
Монопо́лия — это
1)крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма.
2) Крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства с целью своего обогащения.
Признаки монополии:
1.Единственный продавец.
2.Отсутствие близких заменителей.
3.Возможность диктовать цену.
4.Втсупление на рынок заблокировано.
Виды:
В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.
Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участкипод виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Легальные (лат. legalis - законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:
а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным, изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;
б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период;
в) торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).
Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
“забивают” новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Сущность монополии характеризуется следующими моментами:
1) монополия возникает из господства в производстве;
2) господствуя в производстве, монополия господствует на Рынке;
3) благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.
Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Опишем некоторые из этих способов.
1. Хозяйственный бойкот - частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.
2. Демпинг - преднамеренная продажа товаров по “бросовым” ценам с целью разорения конкурента.
3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).
4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.
5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже, о чем будет рассказано в теме 12).
6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их “поглощения” и “присоединения” к монополии. Последние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют “промышленный шпионаж” (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги “перебежчиков” с предприятий конкурентов и т. п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами, вплоть до поджогов помещений, террористических актов и заказных убийств.
- 1. Предмет экономической теории.
- 2.Функции экономической теории
- 3. Структура экономической теории.
- 4.Методы экономической теории.
- 5. Экономические субъекты и их характеристика
- 6.Экономические ресурсы и их классификация.
- 7. Факторы производства
- 8.Кривая производственных возможностей .
- 9.Закон альтернативных издержек.
- 10.Проблемы выбора в экономике
- 11. Экономические блага и их классификация
- 1. Ограниченные и свободные.
- 2. Используемые и потребляемые.
- 3. Потребительские (для дома) и капитальные (для производства других благ).
- 5. Нормальные и подчиненные.
- 12. Частные и общественные экономические блага
- 13 Содержание собственности
- 14. Основными формами собственности являются:
- 15. Разгосударствление и приватизация
- 16.Экономическая система —
- 17. Рыночная экономика
- 18.Модель макроэкономического кругооборота
- 19. Виды рынков
- 20. Преимущества и недостатки рыночной экономики.
- 21. Основные параметры рыночной экономики.
- 22. Необходимость, сущность и функции гос.Регулирования рыночной экономики.
- 23.Методы государственного регулирования экономики.
- 24. Сущность и роль конкуренции в современных условиях.
- 25. Совершенная конкуренция.
- 26. Несовершенная конкуренция.
- 27.Монополия:сущность,виды,методы господства.
- 28.Антимонопольное регулирование экономики.
- 29.Спрос и законы спроса.
- 30. Предложение и закон предложения.
- 31. Формирование равномерной рыночной цены.
- 32.Виды рыночного равновесия
- 33. Методы государственного регулирования цен.
- 34. Издержки обращения.
- 35. Эластичность спроса по цене.
- 36.Эластичность спроса по доходу.
- 37. Эластичность предложения и ее виды
- 38. Кардиналистская (количественная) полезность
- 39.Общая полезность и предельная полезность.
- 40. Ординалистская теория полезности.
- 41.Виды фирм
- 4.Акционерные общества или корпорации
- 42. Предпринимательство в современной экономике и его виды
- 1.Производственное
- 2.Коммерческо-торговое
- 3.Финансово-кредитное
- 4.Страховое
- 5. Посредническое
- 43 Теория фирмы.
- 44. Производственная функция (пф)
- 45.Факторы производства
- 46. Издержки.
- 47. Постоянные и переменные издержки.
- 48.Средние издержки на одну продукцию.
- 49. Предельные издержки.
- 50.Издержки фирмы в длинном периоде.
- 51.Условия минимизации затрат.
- 52.Прибыль фирмы и её виды.
- 53.Экономическая и бухгалтерская прибыль.
- 54. Показатели рентабельности производства.
- 55.Выручка фирмы.
- 56.Соотношение средних и предельных издержек.
- 57. Рента и цена земли
- 58.Короткий и длинный периоды в экономике.
- 59.Механизм максимизации прибыли.
- 60. Ценовая дискриминация и эксплуатация потребителей монополий.
- 61.Особенности спроса и факторы производства.
- 62. Доходы факторов производства
- 63 В Микроэкономике
- 64 Зарплата и её виды. Дифференциация и механизм формирования.
- 65. Рынок земли и его собственности.
- 66. Инвестиции цель и виды.
- 67.Мезоэкономика и её черты.
- 68. Классификации потребностей
- 69. Кредит: сущность и виды
- 70.Доходы от собственности.