logo search
Metodichka_2005g_Istoria_ekonomicheskih_ucheny

Неолиберализм

Неолиберальное направление экономической мысли сложилось в 30-е годы XX века. Его основной принцип заключается в обеспечении наибольшей свободы хозяйствующих субъектов. Как система взглядов экономический либерализм ведет начало от английских классиков – А. Смита, Д. Рикардо, выдвинувших требование: позвольте людям делать то, что они хотят.

Экономический либерализм базируется на признании ведущей роли индивидуальной деятельности, обусловливаемой личным интересом. Государственное вмешательство в индивидуальную экономическую деятельность должно быть ограничено. Оно должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия.

В состав неолиберального направления входят три школы:

1) лондонская (Ф. Хайек);

2) фрайбургская (В. Ойкен, Л. Эрхард)

3) чикагская (М. Фридмен).

На семинарском занятии по данной теме следует дать общую характеристику неолиберализма, рассмотреть взгляды Л. Мизеса – основоположника неолиберализма, проанализировать особенности лондонской и чикагской школ. При этом особое внимание необходимо уделить чикагской школе, в рамках которой сложился монетаризм.

Студентам рекомендуется ознакомиться с содержанием работы Л. Мизеса «Антикапиталистическая ментальность», с работами Ф. Хайека «Конкуренция как процедура открытия», «Безработица и денежная политика», «Дорога к рабству», а также с избранными трудами М. Фридмена.

План семинарского занятия

  1. Общая характеристика неолиберализма.

  2. Экономические взгляды Л. Мизеса – основоположника неолиберализма.

  3. Лондонская школа. Взгляды Ф. Хайека.

  4. Фрайбургская школа. Взгляды В. Ойкена, Л.Эрхарда.

  5. Чикагская школа. Основные положения монетаризма.

  6. Экономические взгляды М. Фридмена.

Литература для конспектирования