Социально-экономическое прогнозирование как метод государственного регулирования экономики.
Функции экономического прогнозирования
Прогнозирование является неотъемлемым элементом функционирования механизма экономического управления, нерасторжимо связанным с другими элементами этого механизма - рынком и планом. Без прогноза невозможно принять обоснованные рыночные и плановые решения, добиться успеха в хозяйственной деятельности, государственном регулировании воспроизводства и развития.
Можно выделить три основные функции, которые выполняет прогнозирование в системе экономического управления.
1. Предвидение тенденций развития и взаимосвязей прогнозируемого объекта. Прежде чем принимать решение об инвестициях и инновациях, производстве нового продукта, выходе на тот или иной рынок, введении налоговых льгот или экономических санкций, необходимо получить представление о будущем этого объекта, возможных тенденциях развития рынка, внешних и внутренних факторах, фазе динамики экономической конъюнктуры. Чем шире и глубже поле прогноза, тем меньше вероятность ошибок при принятии решений. Поле и глубина прогноза неодинаковы для разных уровней управления и различных решений. Маркетинг-прогноз по отдельным товарам обычно бывает достаточным для предпринимателя, но и ему нужно использовать результаты прогнозирования на макро- и мезоуровнях. Для региональных и отраслевых органов управления поле и горизонт предвидения расширяются, особенно при обосновании региональных и отраслевых программ. Для федерального уровня необходим широкий спектр макропрогнозов, соединенный с предвидением тенденций развития СНГ и цикличной динамики мировой экономики, неразрывной составной частью которой стала Россия. При обосновании решений, влияющих на структурные сдвиги в экономике, поддержке базисных инноваций, сооружении крупных объектов, воздействии на социодемографические процессы нужны долгосрочные прогнозы с горизонтом 10 лет и более.
2. Прогнозное обоснование принимаемых решений. Прежде чем принять то или иное хозяйственное или управленческое решение, особенно стратегическое, нужно предвидеть возможные его последствия, чтобы выбрать оптимальный вариант и не допустить стратегической ошибки, которую трудно будет исправить. Такой прогноз осуществляется при подготовке бизнес-плана инвестиционного или инновационного проекта, технико-экономического обоснования. Ситуационный анализ и прогноз последствий введения того или иного нормативного акта должны проводиться при экспертизе проекта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; тогда меньше будет допущено ошибок, не возникнут противоречия между законами и необходимость поправок. К сожалению, прогнозное обоснование проектных решений и законодательных актов еще крайне слабо, что снижает эффективность управления.
3. Прогнозное сопровождение выполнения решения. После того как стратегическое решение и нормативной акт приняты, прогнозирование не прекращается. Необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогноз хода их выполнения и последствий, чтобы своевременно внести коррективы, если существенно изменится конъюнктура и продолжение выполнения в прежнем виде может привести к тяжелым потерям. В других случаях, напротив, могут возникнуть новые благоприятные факторы, которые позволят достичь желанной цели быстрее или с меньшими затратами.
Перечисленные выше функции экономического прогнозирования взаимосвязаны, они являются стадиями единого непрерывного процесса, который пока еще не налажен в российской экономике.
- Необходимость государственного регулирования экономики. «Провалы рынка».
- Роль государства в различных экономических системах.
- «Магический шестиугольник» целей экономической политики. «Провалы государства».
- Государство в административно-командной системе. Концепция «бюрократического рынка».
- Экономические функции государства в современной рыночной экономике.
- Теории общественного сектора (классическая, неоклассическая, кейнсианская). Вашингтонский и поствашингтонский консенсус.
- Экономические функции государства в переходной экономике.
- Административные способы государственного регулирования экономики.
- Методы прямого и косвенного регулирования экономики.
- Налоговая система: функции и основные виды налогов. Историческая эволюция налоговой системы.
- Принципы налогообложения
- 5.Виды налогов.
- Государственный долг: причины изменения, формы воздействия на экономику.
- Основные методы управления государственным долгом
- Налоговая нагрузка на экономику: тенденции изменения. «Кривая Лаффера».
- Налоговая нагрузка и уровень жизни
- Понятие бюджетного федерализма. Основные модели и инструменты бюджетного федерализма.
- Региональная политика: основные направления и инструменты.
- Государственная научная и инновационная политика: главные задачи и методы осуществления.
- Государственное регулирование естественных монополий.
- Регулирование агропромышленного комплекса: задачи и методы.
- Антимонопольная политика государства и поощрение конкуренции.
- Государственная поддержка малого предпринимательства.
- Промышленная политика: модели и способы осуществления. Государственные закупки как метод структурной политики.
- Государственная инвестиционная политика: принципы, методы, национальные модели.
- Социальная политика государства: задачи, принципы, основные модели.
- Государственное регулирование рынка труда. Основные направления государственного регулирования рынка труда
- Регулирование рынка труда в России
- Социальное обеспечение и социальная защита. Борьба с бедностью как государственная политика.
- Виды социальной защиты
- Социальная защита в России
- Реформа системы социальных льгот. Содержание реформы льгот
- Возможные социальные последствия реформы льгот
- Государственное пенсионное обеспечение и реформирование национальных пенсионных систем.
- Социально-экономическое прогнозирование как метод государственного регулирования экономики.
- 3.3 Система прогнозов