3. Монополия и конкуренция в российской экономике
Государство как один из ведущих субъектов рынка стремится законодательно урегулировать конкуренцию. Одновременно с этим разработка и последовательная реализация актуальных мероприятий против монополизации национального рынка является необходимым условием выхода из экономического кризиса.
Этой проблеме отведено одно из главных направлений деятельности государства – антимонопольное регулирование. Это совокупность нормативно закрепленных правил поведения всех хозяйствующих субъектов и механизмов предотвращения монополизации рынка, направленных на дискриминацию потребителей и препятствующих добросовестной конкуренции и развитию национальной экономики.
Основной структурной единицей национальной экономики является рынок. Это структура, позволяющая осуществить эффективное взаимодействие между производителем и потребителем.
Определяющее влияние на его функционирование оказывает общее количество потребителей и производителей, принимающих участие в осуществлении процесса обмена денег на блага. Его характеризует конкуренция – специфический вид взаимоотношений на рынке, цель которого состоит в потребности превзойти другого участника рынка. Она выступает катализатором повышения эффективности функционирования рынка, так как стимулирует, например, повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, посредством улучшения качества, количества предоставляемого блага и уменьшения его цены.
В условиях рынка конкуренция выполняет следующие функции:
1) регулирование;
2) мотивацию;
3) распределение;
4) контроль.
Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости.
Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на:
1) интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ;
2) поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле;
3) создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы.
Монополия – это модель функционирования рынка, на котором действует один производитель и множество покупателей блага. В этом режиме конкуренция отсутствует либо сведена к минимуму.
Характерными чертами монополии являются:
1) единственный производитель определенного вида блага;
2) уникальность представленного монополистом блага оно не может быть заменено другим благом;
3) один производитель, контролирующий цену, количество определенного блага;
4) трудность или невозможность выхода на рынок новых производителей определенного блага.
Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.
Недобросовестная конкуренция в национальной экономике России проявляется в виде:
1) подкупа;
2) шантажа;
3) предоставления заведомо ложной информации потребителю;
4) сокрытия информации о хозяйственной деятельности от проверяющих структур государства;
5) заведомого сокрытия дефектов для потребителя;
6) промышленного шпионажа;
7) подделки продукции конкурентов.
На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.
Необходимость создания конкурентной среды – свободы хозяйственной деятельности, перемещения товаров, услуг и финансовых ресурсов – закрепляется Конституцией РФ (п. 1. ст. 8).
Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.
Основы антимонопольной политики закреплены в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятом в 1991 г. Относительно сложившаяся система антимонопольного регулирования была реформирована после кризиса 1998 г., когда стали очевидными ее недостатки. В рамках нее в 1999 г. был существенным образом переработан ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был трансформирован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. С этого времени начинается активное регулирование конкуренции в различных сферах национальной экономики (например, ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»).
По причине низкой эффективности и непоследовательности государственного регулирования деятельности естественных монополий Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было вынуждено в судебном порядке решать многие случаи нарушения конкуренции, например АО «Иркутскэнерго», РАО «ЕЭС России».
Начиная с 2004 г. произошло коренное изменение государственной антимонопольной политики, когда одновременно с общим реформированием государственного аппарата Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу. Основным направлением деятельности новой структуры было определено создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции. Несмотря на это, в целом государственная антимонопольной политика сохранила свой неактивный характер – идет просто фиксация случаев нарушения конкуренции.
Эффективная и актуальная нормативно закрепленная государственная антимонопольная политика является необходимым условием активного развития национальной экономики и ее структурных преобразований. Наблюдается переход проблемы конкуренции из чисто экономической категории в политическую область, что свидетельствует о необходимости ее подержания на должном уровне в масштабах всего общества. Деятельность же монополистов, безусловно, необходимая в некоторых отраслях, должна все более законодательно регламентироваться прежде всего в интересах потребителя.
Основная литература по курсу «Национальная экономика»
Ананьев А. Н. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Юнити, 2000.
Андрианов В. Д. Экономический и инвестиционный потенциал. М., 1999.
Базылев Н. И., Гурко С. П. Экономическая теория (макроэкономика). М.: Дис, 2000.
Бильчак В. С., Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград, 1998.
Борисевич В. И. Прогнозирование и планирование экономики. М.: Экоперспектива, 2005.
Брагин Н. И. Государство и рынок. М., 2000.
Бузгалин А. В. Переходная экономика». М.: Таурус, 1999.
Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. М., 2000.
Ведяпин В. И. Общая экономическая теория. М.: Книга сервис, 2002.
Воронин Ю. М. Россия: экономический рост. М., 2004.
Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М., 2000.
Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М.: Прогресс, 2004.
Жуков В. И., Митрохин В. И. Антикризисное управление. М., 2003.
Козырев В. М. Основы современной экономики. М.: Финансы и статистика, 2000.
Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 2003.
Львов Ю. А Основы экономики и организации бизнеса. СПб: Формика, 1992.
Меньшиков С. М. Новая экономика. Основы экономических знаний. М., 1999.
Плисецкий Е. Л. Россия и страны с переходной экономикой: география внешнеэкономических связей. М., 2003.
Портер М. Международная конкуренция. М., 1994.
Рузавин Г. И., Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М.: Фис, 1999
- 1. Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды
- 2. Теории структурных реформ национальной экономики
- 3. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики
- 4. Отраслевая и межотраслевая структура национальной экономики
- 6. Структурные изменения в экономике современной России
- 1. Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность
- 2. Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики
- 3. Экономические ресурсы: их виды и взаимодействие
- 4. Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики
- 5. Место России в системе использования потенциалов планеты
- 1. Типы хозяйственных систем национальной экономики и критерии их разграничения
- 2. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь
- 3. Факторы формирования российской модели рыночной экономики
- 4. Механизмы национальной хозяйственной системы
- 5. Место и роль корпораций в национальной хозяйственной системе: интегрированные экономические структуры
- 1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
- 2. Специфика потребления общественных благ
- 3. Общественный выбор в национальной экономике
- 4. Условия эффективного обеспечения общественными благами в национальной экономике
- 1. Понятие экономического роста и развития национальной экономики
- 2. Факторы, влияющие на развитие национальной экономики
- 3. Основные показатели оценки экономического роста и развития национальной экономики: ввп, внп
- 4. Рынок труда в национальной экономике
- 5. Особенности занятости и безработицы в переходной экономике
- 1. Экономика региона
- 2. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»
- 3. Межрегиональные социально-экономические процессы
- 4. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития
- 5. Целевые программы управления развитием регионов
- 1. Государство в российской экономике
- 2. Функции государства в национальной экономике
- 3. Роль и механизмы государственного регулирования экономики
- 4. Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России
- 5. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности
- 6. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности
- 1. Общенациональные рынки: понятие, виды, принципы организации
- 2. Регулируемые и нерегулируемые рынки
- 3. Монополия и конкуренция в российской экономике