2. Специфика потребления общественных благ
Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.
На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется потребление благ, выделяют следующие общественные блага:
1) международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности. В качестве действенных инструментов производства общественных благ на международном уровне используются различные межправительственные ассоциации, комиссии и т. д. Большой шаг в этом направлении был сделан с созданием ЕЭС. В результате этого большое количество благ трансформировались из национальных в общеевропейские. Естественно, что для этого потребовалось существенное изменение характерных функций, большого количества институтов и механизмов;
2) национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти. Их специфическая особенность заключается в том, что они необходимы для всей национальной экономики, для чего целесообразно производство их на общегосударственном уровне;
3) местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.
Все три уровня производства, распределения и потребления общественных благ имеют большое значение для нормального функционирования национальной экономики. В процессе ее функционирования все они активно взаимодействуют между собой.
По причине минимизации размера или же полного отсутствия издержек, связанных с увеличением числа потребителей общественных благ, в большинстве случаев не целесообразно формировать специализированную систему их оплаты. В этой ситуации наиболее оптимально финансирование их производства за счет государственных средств.
Они не могут быть переданы в исключительное пользование определенному человеку, так как обладают свойством неделимости – невозможно их разделение без существенной потери их свойств. В большинстве своем на них не может быть распространен принцип исключения, нет эффективного метода устранения группы индивидов от использования превалирующего числа общественных благ. Эффект от них заключается уже в их производстве, а не в реализации конечному потребителю.
Беря на себя производство общественных благ, государство тем самым решает важнейшую проблему их потребления – интегративность. Она состоит в том, что издержки, необходимые для взимания платы за использование большинства благ, превышают издержки на их производство. Например, невозможно себе представить, что было бы целесообразно брать плату за пользование уличным освещением. Одновременно с этим для производства благ необходимы финансовые средства. Государство с помощью налоговой системы может эффективно взимать плату за использование благ.
Одной из важнейших особенностей потребления общественных благ является сложность осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а также количественными объемами его производства. Обычно для этого используются социальные стандарты, в которых отражается качество и объемы общественных благ.
Конечный потребитель общественных благ в большинстве своем не имеет практической возможности выбора относительно использования или же неиспользования. Распространена и практика, при которой он вынужден потреблять благо, несмотря на то что оно не отвечает его потребностям или имеет низкое качество. Например, если уровень освещенности городских улиц не соответствует потребностям населения, они все равно вынуждены ходить по ним – пользоваться предоставляемым общественным благом.
Одной из важнейших проблем потребления общественных благ является нежелание населения оплачивать их. Это является существенным препятствием в повышении качества общественных благ, а поэтому реальный спрос на благо занижается. Это обусловлено тем, что при большом количестве потребителей общественного блага доля в его использовании отдельного индивидуума незначительна, а поэтому он стремится уклониться от затрат, необходимых для производства благ. При уменьшении количества населения, использующего блага, можно эффективно рассчитать долю участия каждого человека в пользовании благом и возложить на него соответствующее бремя по его производству.
Другой особенностью потребления общественных благ является уравнение. Вне зависимости от вклада каждого конкретного человека в производство общественного блага он получает равное со всеми его количество.
- 1. Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды
- 2. Теории структурных реформ национальной экономики
- 3. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики
- 4. Отраслевая и межотраслевая структура национальной экономики
- 6. Структурные изменения в экономике современной России
- 1. Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность
- 2. Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики
- 3. Экономические ресурсы: их виды и взаимодействие
- 4. Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики
- 5. Место России в системе использования потенциалов планеты
- 1. Типы хозяйственных систем национальной экономики и критерии их разграничения
- 2. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь
- 3. Факторы формирования российской модели рыночной экономики
- 4. Механизмы национальной хозяйственной системы
- 5. Место и роль корпораций в национальной хозяйственной системе: интегрированные экономические структуры
- 1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
- 2. Специфика потребления общественных благ
- 3. Общественный выбор в национальной экономике
- 4. Условия эффективного обеспечения общественными благами в национальной экономике
- 1. Понятие экономического роста и развития национальной экономики
- 2. Факторы, влияющие на развитие национальной экономики
- 3. Основные показатели оценки экономического роста и развития национальной экономики: ввп, внп
- 4. Рынок труда в национальной экономике
- 5. Особенности занятости и безработицы в переходной экономике
- 1. Экономика региона
- 2. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»
- 3. Межрегиональные социально-экономические процессы
- 4. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития
- 5. Целевые программы управления развитием регионов
- 1. Государство в российской экономике
- 2. Функции государства в национальной экономике
- 3. Роль и механизмы государственного регулирования экономики
- 4. Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России
- 5. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности
- 6. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности
- 1. Общенациональные рынки: понятие, виды, принципы организации
- 2. Регулируемые и нерегулируемые рынки
- 3. Монополия и конкуренция в российской экономике