logo
Kurs_lektsy_Natsionalnaya_ekonomika

3. Монополия и конкуренция в российской экономике

Государство как один из ведущих субъектов рынка стремится законодательно урегулировать конкуренцию. Одновременно с этим разработка и последовательная реализация актуальных мероприятий против монополизации национального рынка является необходимым условием выхода из экономического кризиса.

Этой проблеме отведено одно из главных направлений деятельности государства – антимонопольное регулирование. Это совокупность нормативно закрепленных правил поведения всех хозяйствующих субъектов и механизмов предотвращения монополизации рынка, направленных на дискриминацию потребителей и препятствующих добросовестной конкуренции и развитию национальной экономики.

Основной структурной единицей национальной экономики является рынок. Это структура, позволяющая осуществить эффективное взаимодействие между производителем и потребителем.

Определяющее влияние на его функционирование оказывает общее количество потребителей и производителей, принимающих участие в осуществлении процесса обмена денег на блага. Его характеризует конкуренция – специфический вид взаимоотношений на рынке, цель которого состоит в потребности превзойти другого участника рынка. Она выступает катализатором повышения эффективности функционирования рынка, так как стимулирует, например, повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, посредством улучшения качества, количества предоставляемого блага и уменьшения его цены.

В условиях рынка конкуренция выполняет следующие функции:

1) регулирование;

2) мотивацию;

3) распределение;

4) контроль.

Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости.

Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на:

1) интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ;

2) поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле;

3) создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы.

Монополия – это модель функционирования рынка, на котором действует один производитель и множество покупателей блага. В этом режиме конкуренция отсутствует либо сведена к минимуму.

Характерными чертами монополии являются:

1) единственный производитель определенного вида блага;

2) уникальность представленного монополистом блага оно не может быть заменено другим благом;

3) один производитель, контролирующий цену, количество определенного блага;

4) трудность или невозможность выхода на рынок новых производителей определенного блага.

Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.

Недобросовестная конкуренция в национальной экономике России проявляется в виде:

1) подкупа;

2) шантажа;

3) предоставления заведомо ложной информации потребителю;

4) сокрытия информации о хозяйственной деятельности от проверяющих структур государства;

5) заведомого сокрытия дефектов для потребителя;

6) промышленного шпионажа;

7) подделки продукции конкурентов.

На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.

Необходимость создания конкурентной среды – свободы хозяйственной деятельности, перемещения товаров, услуг и финансовых ресурсов – закрепляется Конституцией РФ (п. 1. ст. 8).

Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.

Основы антимонопольной политики закреплены в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятом в 1991 г. Относительно сложившаяся система антимонопольного регулирования была реформирована после кризиса 1998 г., когда стали очевидными ее недостатки. В рамках нее в 1999 г. был существенным образом переработан ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был трансформирован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. С этого времени начинается активное регулирование конкуренции в различных сферах национальной экономики (например, ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»).

По причине низкой эффективности и непоследовательности государственного регулирования деятельности естественных монополий Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было вынуждено в судебном порядке решать многие случаи нарушения конкуренции, например АО «Иркутскэнерго», РАО «ЕЭС России».

Начиная с 2004 г. произошло коренное изменение государственной антимонопольной политики, когда одновременно с общим реформированием государственного аппарата Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу. Основным направлением деятельности новой структуры было определено создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции. Несмотря на это, в целом государственная антимонопольной политика сохранила свой неактивный характер – идет просто фиксация случаев нарушения конкуренции.

Эффективная и актуальная нормативно закрепленная государственная антимонопольная политика является необходимым условием активного развития национальной экономики и ее структурных преобразований. Наблюдается переход проблемы конкуренции из чисто экономической категории в политическую область, что свидетельствует о необходимости ее подержания на должном уровне в масштабах всего общества. Деятельность же монополистов, безусловно, необходимая в некоторых отраслях, должна все более законодательно регламентироваться прежде всего в интересах потребителя.

Основная литература по курсу «Национальная экономика»

Ананьев А. Н. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Юнити, 2000.

Андрианов В. Д. Экономический и инвестиционный потенциал. М., 1999.

Базылев Н. И., Гурко С. П. Экономическая теория (макроэкономика). М.: Дис, 2000.

Бильчак В. С., Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград, 1998.

Борисевич В. И. Прогнозирование и планирование экономики. М.: Экоперспектива, 2005.

Брагин Н. И. Государство и рынок. М., 2000.

Бузгалин А. В. Переходная экономика». М.: Таурус, 1999.

Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. М., 2000.

Ведяпин В. И. Общая экономическая теория. М.: Книга сервис, 2002.

Воронин Ю. М. Россия: экономический рост. М., 2004.

Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М., 2000.

Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М.: Прогресс, 2004.

Жуков В. И., Митрохин В. И. Антикризисное управление. М., 2003.

Козырев В. М. Основы современной экономики. М.: Финансы и статистика, 2000.

Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 2003.

Львов Ю. А Основы экономики и организации бизнеса. СПб: Формика, 1992.

Меньшиков С. М. Новая экономика. Основы экономических знаний. М., 1999.

Плисецкий Е. Л. Россия и страны с переходной экономикой: география внешнеэкономических связей. М., 2003.

Портер М. Международная конкуренция. М., 1994.

Рузавин Г. И., Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М.: Фис, 1999