Принципы определения экономической эффективности
Определение эффективности производства начинается с установления критериев эффективности, т.е. главного признака оценки эффективности, раскрывающего его сущность. Смысл критерия эффективности производства вытекает из необходимости максимизации получаемых результатов или минимизации производимых затрат исходя из поставленных целей развития предприятия. Такими целями могут быть обеспечение выживаемости, достижение устойчивого роста, структурная перестройка, социальная стратегия и т.п.
При всем многообразии этих целей доминирующим становится достижение наилучших экономических результатов, стремление к извлечению наибольшей массы прибыли с учетом долговременной перспективы развития. Отсюда в качестве исходного количественного критерия эффективности производства должна выступать годовая норма прибыли на вложенный капитал:
где Е– норма прибыли на вложенный капитал, %; П– чистая прибыль (годовая) за вычетом налогов, руб.; К– вложения в капитал, обеспечивающие получение прибыли, руб.; Ц–годовой объем производства продукции в продажных ценах, руб.; С– полная себестоимость годового выпуска продукции, руб.
Расчетные значения нормы прибыли могут изменяться в зависимости от структуры капитала, уровня прогнозируемых цен • на продукцию, объема спроса и других факторов. Выбранный критерий эффективности производства в виде нормы прибыли на капитал применяется как для сравнения различных вариантов развития предприятия, так и для оценки единственного варианта рынком. В соответствии с принятым критерием определяются конкретные показатели эффективности производства, отражающие основные характеристики затрат и результатов.
В международной практике обоснования эффективности инвестиционных проектов используются следующие обобщающие показатели эффективности производства: чистая текущая стоимость, рентабельность капитала, внутренний коэффициент эффективности, период возврата капитальных вложений, максимальный денежный отток, точка безубыточности.
Показатель чистой текущей стоимости определяется как разность между поступлением и расходом денежных средств за весь период предполагаемого функционирования предприятия с учетом фактора времени. Обычно чистая текущая стоимость рассматривается как норма инвестирования капитала (норма минимального дохода), подтверждающая целесообразность осуществления капитальных вложений.
Рентабельность капитала – это отношение чистой прибыли (за вычетом налогов) к собственному капиталу. В условиях рынка рентабельность капитала характеризует минимальную норму прибыльности капитальных вложений и является более стабильным показателем, чем рентабельность продукции.
Внутренний коэффициент эффективности представляет собой такое пороговое значение рентабельности капитала, при котором становится возможным равенство притоков-оттоков наличных средств, а сама текущая стоимость превращается в нулевую величину. Проект развития предприятия считается рентабельным, когда внутренний коэффициент эффективности не опускается ниже этой исходной нормы окупаемости вложений. На практике для более точного расчета внутреннего коэффициента эффективности используется метод итерационного подбора его численных значений во времени.
П ериод возврата капитальных вложений (срок окупаемости) – это период времени, который необходим для того, чтобы будущая прибыль предприятия достигла величины осуществленных капитальных вложений. Показатель срока окупаемости характеризует интенсивность возврата затраченных средств на определенном интервале времени после их вложения:
где Т– срок окупаемости капитальных вложений, лет; П – чистая годовая прибыль за вычетом налогов, но с учетом амортизации, руб.
Максимальный денежный отток – это наиболее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает общую стоимость предпринимательского проекта и увязывает ее с источниками финансирования затрат.
Точка (норма) безубыточности – это минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором достигается «нулевая прибыль», т.е. равенство доходов от продаж и издержек производства. Дальнейшее увеличение объема продаж приводит к появлению прибыли. Точка безубыточности находится графическим и аналитическим способами. Графически точка безубыточности находится на пересечении линий объема продаж и полных издержек производства (в разбивке последних на постоянные и переменные). Аналитически точка безубыточности определяется по формуле:
где Н0 – точка (норма) безубыточности по объему реализации продукции в натуральных единицах; Ипост – суммарные издержки производства; Цед – удельная цена продукции, руб.; Цпер – удельные переменные издержки производства, руб.
Р азвитие любого производства всегда требует определенного времени. Количественное определение экономического значения фактора времени основывается на соизмерении затрат и результатов со временем и опирается на приведение (дисконтирование) стоимости будущих затрат (капитальных вложений) и результатов (прибыли) к единому моменту времени – начальному или конечному, т.е. к началу осуществления или к моменту завершения проекта. На практике учет фактора времени связан с использованием коэффициента приведения (дисконтирования), рассчитываемого по формуле сложных процентов:
где Ввр – коэффициент приведения разновременных затрат и результатов в сопоставимый вид с целью измерения; Ед – норма дисконта для соизмерения разновременных затрат и результатов, равная ставке банковского процента за кредитные ресурсы или внутреннему коэффициенту эффективности предприятия, %; t– год приведения.
Другим не менее известным методом оценки денежных доходов является метод рентабельности, характеризующий размер полученной прибыли в зависимости от объема продаж и стоимости активов предприятия. К экономическим методам регулирования рентабельности предприятия относится рентабельность капитала, рентабельность продукции, рентабельность активов (фондоотдача).
На основе прибыли рассчитываются относительные показатели:
• рентабельность общая (Робщ) рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных производственных фондов:
где; Пб – балансовая прибыль; с и б – среднегодовая стоимость основных и нормированных оборотных производственных фондов;
• фондоотдача
и фондоемкость
где Q – выпуск продукции. Фондоотдача – это выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов; фондоемкость – это среднегодовая стоимость основных фондов, приходящаяся на 1 руб. продукции;
• рентабельность продаж (оборота):
Прибыль (валовая или чистая) и объем продаж берутся за один и тот же отчетный период, как правило, за год;
• рентабельность основного капитала:
• рентабельность собственного капитала:
Р ентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования.
Важным показателем является, и объем продаж. По объему продаж судят о масштабах деятельности фирмы, ее производственных возможностях. Анализ объема продаж за ряд лет дает представление о темпах роста производства фирмы. Объем продаж используется для определения оборачиваемости активов предприятия (Коа) и оборачиваемости основного капитала (Кок)
Конкурентоспособность фирмы связана с конкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту показателей рентабельности. Загрузка производственных мощностей, увеличение портфеля заказов, увеличение капиталовложений в производство свидетельствуют о повышении конкурентоспособности предприятия.
- Предисловие
- Краткое оглавление
- Введение. Предмет, метод и содержание курса
- Раздел 1
- Сферы и подразделения экономики
- Сферы экономики
- Отрасли экономики
- Межотраслевые комплексы
- Секторы экономики
- 2. Структурная перестройка экономики
- Особенности и направления структурной перестройки в России
- Тенденции развития промышленности
- Структурные изменения в агропромышленном комплексе
- Совершенствование воспроизводственной структуры экономики
- Региональные аспекты структурной перестройки
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Предприятие – основное звено экономики
- 1. Предпринимательство и предприятие Предпринимательская деятельность
- Понятие юридического лица
- Предпринимательство и бизнес
- Предприятие
- Типы предприятий
- Классификация по виду и характеру деятельности
- Классификация по размерам предприятия
- Классификация по формам собственности
- Классификация по принадлежности капитала
- Классификация по организационно-правовым формам
- 3. Объединения предприятий
- 4. Финансово-промышленные группы
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Предприятие как агент рыночной экономики
- Место предприятия в системе рыночных отношений Условия складывания рыночных отношений
- Самостоятельность предприятия
- Предприятие в различных рыночных структурах
- 2. Предприятие в рыночном механизме Общая характеристика рыночного механизма
- Спрос предприятия
- Предложение предприятия
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Раздел II экономические ресурсы предрпиятия Содержание раздела
- Раздел II экономические ресурсы предприятия
- Глава 4. Имущество и капитал предприятия
- 1. Имущество предприятия Понятие имущества предприятия
- Состав имущества предприятия
- 2. Капитал предприятия
- Собственный и заемный капитал
- Уставный капитал
- Размеры уставного капитала
- Основной и оборотный капитал
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Основные фонды предприятия
- 1. Экономическая сущность и воспроизводство основных фондов Экономическая сущность основных фондов
- Закономерности и показатели воспроизводства основных фондов
- 2. Состав и классификация основных фондов
- Классификация фондов по срокам производства, секторам экономики и отраслям
- Функционально-видовая классификация и структура основных фондов
- 3. Виды оценки и методы переоценки основных фондов
- Виды оценки основных фондов
- Методы переоценки основных фондов
- Службы оценки имущества
- 4. Износ и амортизация основных фондов Понятие износа основных фондов
- Амортизация основных фондов
- Норма амортизации
- Методы начисления амортизации
- Порядок использования амортизационного фонда
- 5. Показатели использования основных фондов предприятия
- Анализ показателей использования фондов
- Система резервов улучшения использования основных фондов
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Оборотные средства предприятия
- 1. Состав и классификация оборотных средств
- Элементы оборотных средств
- Нормируемые и ненормируемые оборотные средства
- Источники формирования оборотных средств
- 2. Определение потребности предприятия в оборотных средствах
- Порядок нормирования
- Методы нормирования
- Нормирование материалов
- Нормирование незавершенного производства
- Нормирование готовой продукции
- 3. Анализ использования оборотных средств предприятия
- Показатели эффективности использования
- Улучшение использования оборотных средств
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Трудовые ресурсы предприятия
- Персонал предприятия
- Категории производственного персонала
- Профессионально – квалификационная структура персонала
- Планирование численности и состава персонала
- Показатели динамики и состава персонала
- 2. Организация труда на предприятии
- Производительность труда
- Мотивация производительного труда
- Нормирование труда
- Виды норм
- Методы нормирования
- 4. Тарификация труда
- Ставки первого разряда
- Тарифная сетка
- 5. Материальное стимулирование труда
- Формы заработной платы
- Системы повременной заработной платы
- Системы сдельной заработной платы
- Надбавки и доплаты
- Должностные оклады
- Участие в прибыли предприятия
- 6. Рынок труда, занятость, безработица
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Раздел III производственная и организационная структура предприятия
- Раздел III. Производственная и организационная структура предприятия
- Глава 8. Принципы организации производства
- Производственная структура предприятия
- Элементы производственной структуры
- Специализация цехов
- Функциональные подразделения предприятия
- Факторы, влияющие на производственную структуру
- Типы промышленного производства
- Единичное производство
- Серийное производство
- Массовое производство
- 3. Организация производственного процесса
- Принципы рациональной организации
- Содержание производственного процесса
- Классификация производственных процессов
- 4. Производственный цикл
- Структура цикла
- Продолжительность цикла
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Техническая подготовка производства
- 1. Конструкторская подготовка производства
- Задачи конструкторской подготовки
- Этапы конструкторской подготовки
- 2. Технологическая подготовка производства
- Этапы технологической подготовки
- Организация технологической подготовки
- Документация по организации технологической подготовки
- Технологичность конструкции изделия
- Методы сравнения технологических процессов
- 3. Планирование технической подготовки производства
- План технической подготовки
- Методы планирования
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Организация производственной инфраструктуры
- Инструментальное хозяйство
- Организация инструментального хозяйства
- Классификация инструментов
- Определение потребности в инструменте
- Склады и кладовые инструмента
- Организация ремонтного хозяйства
- Виды ремонтных работ
- Организация проведения ремонтных работ
- Материально-техническое снабжение предприятия
- Классификация и индексация материалов
- Нормирование расхода материалов
- Нормирование запасов материалов
- Организация складского хозяйства
- Материально-техническое снабжение подразделений предприятия
- Транспортное хозяйство
- Виды транспорта
- Грузооборот и грузопоток
- Организация внутризаводских перевозок
- Система сбыта продукции
- Особенности процесса реализации
- Подразделение по сбыту
- Содержание посреднических функций
- Виды посредников
- Тенденции развития производственной инфраструктуры
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Организационная структура управления предприятием
- Линейная структура управления Особенности и области применения
- Преимущества и недостатки
- Функциональная структура управления Особенности и области применения
- Преимущества и недостатки
- 3. Дивизиональная структура управления Особенности и области применения
- Руководство
- Преимущества и недостатки
- 3. Адаптивные структуры управления Особенности и области применения
- Преимущества и недостатки
- 5. Принципы построения организационной структуры управления
- Глава 12. Экономическая стратегия предприятия
- Формирование хозяйственной стратегии
- Предпосылки формирования стратегии
- Типы хозяйственных стратегий
- Выбор типа хозяйственной стратегии
- Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия
- Составление прогноза
- Анализ внешней среды
- Прогнозирование сбыта
- 3. Товарная стратегия предприятия. План производства и реализации продукции
- Условия формирования товарной стратегии
- Формирование ассортимента
- Планирование нового продукта
- План реализации продукции
- 4. Производственная программа и производственные мощности предприятия
- Варианты производственной программы
- Показатели производственной программы
- Производственные мощности
- Проект производственных мощностей
- 5. Бизнес-план
- Содержание бизнес-плана
- Порядок разработки бизнес-плана
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Издержки производства и себестоимость продукции
- 1. Понятие и виды затрат предприятия Понятие затрат и издержек производства
- Виды затрат предприятия
- 2. Себестоимость продукции
- Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции
- Группировка затрат по экономическим элементам (смета затрат на производство)
- Группировка затрат по статьям калькуляции
- Определение себестоимости продукции
- Издержки фирмы в микроэкономической теории Общие, средние и предельные издержки
- Взаимосвязь валовых, средних и предельных издержек
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Формирование цен на продукцию предприятия
- Виды цен
- Классификация цен по степени регулируемости
- Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота
- Другие классификации цен
- Ценовая политика предприятия
- Задачи и механизм разработки ценовой политики
- Постановка целей ценовой политики
- Ценовая стратегия предприятия
- Выбор метода ценообразования
- Модификации цен
- Особенности ценообразования при различных моделях рынка
- Цены рынка свободной конкуренции
- Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
- Ценообразование в условиях олигополии
- Цены в условиях чистой монополии
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- ГЛаВа 15. Качество и конкурентоспособность продукции
- Понятия и показатели качества и конкурентоспособности
- Понятие качества продукции
- Показатели качества продукции
- Понятие конкурентоспособности
- Показатели конкурентоспособности
- Государственные и международные стандарты и системы качества
- Понятие стандартов и стандартизации
- Система стандартов в Российской Федерации
- Международные стандарты и системы качества
- Маркетинг и изучение рынка
- Проверки и
- Упаковка и хранение
- Развитие систем управления качеством
- Опыт управления качеством
- Современные проблемы управления качеством
- Развитие системы сертификации
- Политика предприятия в области качества
- Японская и американская модели управления качеством
- Опыт зарубежных предприятий
- Методы обеспечения качества
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Инновационная деятельность предприятия
- Понятие инноваций Виды инноваций
- Идея инновации
- Жизненный цикл инноваций
- Содержание инновационной деятельности
- Показатели потенциала предприятия
- Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии
- Показатели технического уровня новшества
- На стадии ниокр
- Показатели технического уровня производства
- Показатели технического уровня производства
- Технологический уровень производства
- Обобщенные критерии технологического уровня производства
- Экономическая оценка инноваций
- 3. Сравнительная экономическая эффективность новой техники и технологии
- Выбор базы сравнения
- Затраты на внедрение новой техники
- Эффект от внедрения новой техники
- Инновационный проект
- Оценка производственных возможностей
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Инвестиционная политика предприятия
- Понятие и принципы инвестиционной деятельности Понятие инвестиций
- Принципы инвестиционной деятельности
- Приемы и методы проектного анализа
- Виды анализа
- Методы анализа
- Метод дисконтирования
- Показатели доходности проекта
- Капитальные вложения
- Направления использования
- Источники финансирования
- 4. Эффективность портфельных инвестиций
- Цели портфельных инвестиций
- Риски финансовых инвестиций,
- Портфель ценных бумаг
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Природоохранительная деятельность предприятия
- Государственное управление природоохранными мероприятиями
- Государственные органы, регулирующие природопользование
- Механизм реализации государственной природоохранной политики
- Система экологических фондов России
- 2. Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятий
- Платежи за загрязнение окружающей среды
- Экологический паспорт предприятия
- Платежи за землепользование
- Платежи за водопользование
- Платежи за недра
- Платежи за пользование лесными ресурсами
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- Формы внешнеэкономической деятельности предприятия Виды внешнеэкономических сделок
- Направления внешнеэкономической деятельности
- Способы реализации экспортно-импортных операций
- Операции предприятия по экспорту Особенности экспортной политики предприятия
- Экспортные документы
- Формы расчетов по экспорту
- Таможенные сборы
- Особенности расчета экспортных цен
- 3. Операции предприятия по импорту и встречные сделки
- Сертификация импортируемых товаров
- Таможенная стоимость импортируемого товара
- Таможенные пошлины
- Встречные сделки
- 4. Предприятия с иностранными инвестициями
- Соглашения о разделе продукции
- Свободные экономические зоны в экономике России
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Содержание раздела
- Раздел V. Финансовые результаты и эффективность хозяйственной деятельности предприятия
- Глава 20. Финансы предприятия
- Финансовые ресурсы предприятия
- Источники финансовых ресурсов
- Направления использования денежных средств
- Финансовая служба предприятия
- 2. Выручка, доходы и прибыль предприятия
- Выручка и прибыль предприятия
- Показатели прибыли
- Балансовая прибыль
- 3. Планирование прибыли и порядок ее распределения на предприятиях различных организационных форм
- Методы планирования прибыли
- Принципы распределения прибыли
- Распределение прибыли на предприятиях различных организационных форм
- 4. Налоги и платежи, вносимые предприятиями в бюджет и во внебюджетные фонды
- Виды налогов
- Налог на прибыль
- Налог на имущество предприятия
- Плата за ресурсы
- Косвенные налоги
- Платежи во внебюджетные фонды
- 5. Финансовый план предприятия
- Структура финансового плана
- Взаимосвязь доходов и расходов
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Взаимоотношения предприятия с институтами финансово- кредитной системы
- Взаимодействие предприятий с банками
- Расчетно-кассовое обслуживание
- Банковское кредитование
- Валютные операции
- Лизинговые операции
- Факторинговые операции
- Трастовые операции
- Взаимоотношения предприятий с биржами
- Особенности биржевой торговли
- Виды биржевых сделок
- Фондовые биржи
- Роль страховых организаций в деятельности предприятий
- Принципы страхования
- Виды страхования
- Форма бухгалтерского баланса
- Активы и пассивы предприятия
- Типовая структура годового бухгалтерского баланса Бухгалтерский баланс за 199.. Г.
- Методы оценки статей баланса
- Значение бухгалтерской отчетности
- Система показателей эффективности производства и финансового состояния предприятия Понятие эффективности производства
- Принципы определения экономической эффективности
- Показатели финансового состояния предприятия
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Риск в предпринимательстве и угроза банкротства
- Виды рисков и методы их оценки
- Понятие и виды риска
- Факторы риска
- Анализ риска
- Методы количественного анализа риска
- Способы снижения риска
- Понятие и процедура банкротства
- Причины банкротства
- Процедура банкротства
- Внешнее управление
- Санация
- Принудительная ликвидация
- Добровольная ликвидация
- Мировое соглашение
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Словарь понятий и терминов
- Список рекомендуемой литературы
- Книги Издательской группы «Юристъ» можно купить
- 107005, Москва, ул., ф. Энгельса, д. 3/5, стр. 6 (ст. Метро «Бауманская») Тел.: (095) 267-41-45; Факс: (095) 261-82-97
- 107082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. Метро «Бауманская») Тел.: (09s) 267-96-24, 267-76-50; Факс: (095) 261-60-10
- Содержание
- Раздел I. Предприятие в системе национальной эКономики 9
- Глава 1. Народнохозяйственный комплекс россии 9
- Глава 2. Предприятие – основное звено экономики 22
- Глава 6. Оборотные средства предприятия 79
- Глава 7. Трудовые ресурсы предприятия 90
- Раздел III. Производственная и организационная структура предприятия 115
- Глава 8. Принципы организации производства 115
- Глава 9. Техническая подготовка производства 131
- Глава 10. Организация производственной инфраструктуры 143
- Глава 11. Организационная структура управления предприятием 166
- Глава 12. Экономическая стратегия предприятия 178
- Глава 13. Издержки производства и себестоимость продукции 204
- Глава 14. Формирование цен на продукцию предприятия 219
- ГЛаВа 15. Качество и конкурентоспособность продукции 236
- Глава 16. Инновационная деятельность предприятия 255
- Глава 17. Инвестиционная политика предприятия 275
- Глава 18. Природоохранительная деятельность предприятия 292
- Глава 19. Внешнеэкономическая деятельность предприятия 312
- Раздел V. Финансовые результаты и эффективность хозяйственной деятельности предприятия 329
- Глава 20. Финансы предприятия 330
- Глава 21. Взаимоотношения предприятия с институтами финансово- кредитной системы 350
- Глава 22. ОцЕнка эффектиВнОсти хозяйственной деятельности предприятия и составления его баланса 365
- Глава 23. Риск в предпринимательстве и угроза банкротства 380