Межбюджетные отношения (или межбюджетный федерализм).
Финансовый бюджетнй федерализм возникает вследствие разграничения прав и полномочий между федеральнными, региональными и местными органами власти. В частности в бюджетной сфере. Финансовый бюджетнй федерализм реализуется в ходе бюджетного процесса и выражается как финансовые отношения в процесе формирования, распределения и использования фонда денежных средств в процессе перераспределения ВВП.
В системе бюджетного федерализма бюджетный поток означает перемещения денежных средств от одного уровня бюджетной системы к другому (тансферта).
Свойства бюджетного федерализма.
Направленность денежных потоков.
Потенциал и интенсивность денежнх потоков (потенциальная возможность возникновения межбюджетных отношений, под интенсивностью – частота возникновения этих отношений)
Повторяемость воспроизводства и замкнутость. Межбюджетнх отношений (год из года повторяются, каждый год возоюновляются, воспроизводство – существуют постоянные финансовые ресурсы, на основании которых возникают межбюджетные отношения).
Замкнутость подразумевает, что средства долждны использоваться в строго целевом направлении.
Наличие объективных причин возникноваения межбюджетных отношений.
Межбюджетне отношения возникают в следующих формах:
Дотация – бюджетные средства, предостовляемые бюджету другого уровня на безвозмездной безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, используются для вравнивания бюджетной обеспеченности.
Субвенции - --//-- на определенные целевые расходы (социальные выплаты).
Субсидии – бюджетные средства, предоставлемые бюджету другого уровня на безвозмездной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетная ссуда – это бюджетне средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной основе на срок не более 6-ти месяцев в пределах финансового года.
Самым крупным фондом в системе медбюджетных отношений является федеральный фонд финансовой поддержки регионов (ФФФПР), целью которого является выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (с помощью дотаций).
Бюджетная обеспеченность определяется на основе единой методики с учетом особенностей субъекта, как отношения индекса налогового потенциала к бюджетным расходам данного региона.
Размер фонда утверждается ежегодно в законе о федеральном бюджете и ,следовательно, величина дотаций, которую получит каждй регион.
Принципы межбюджетных отношений.
Распределение и закрепление расходов по определенным уровням бюджетной системы.
Разграничение доходов по уровням бюджетной системы.
Равенство региональных бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и равенство прав местнх бюджетов во взаимоотношениях с региональными бюджетами.
Выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.