logo
Finansy_i_kredit_Lektsii

Межбюджетные отношения (или межбюджетный федерализм).

Финансовый бюджетнй федерализм возникает вследствие разграничения прав и полномочий между федеральнными, региональными и местными органами власти. В частности в бюджетной сфере. Финансовый бюджетнй федерализм реализуется в ходе бюджетного процесса и выражается как финансовые отношения в процесе формирования, распределения и использования фонда денежных средств в процессе перераспределения ВВП.

В системе бюджетного федерализма бюджетный поток означает перемещения денежных средств от одного уровня бюджетной системы к другому (тансферта).

Свойства бюджетного федерализма.

  1. Направленность денежных потоков.

  2. Потенциал и интенсивность денежнх потоков (потенциальная возможность возникновения межбюджетных отношений, под интенсивностью – частота возникновения этих отношений)

  3. Повторяемость воспроизводства и замкнутость. Межбюджетнх отношений (год из года повторяются, каждый год возоюновляются, воспроизводство – существуют постоянные финансовые ресурсы, на основании которых возникают межбюджетные отношения).

  4. Замкнутость подразумевает, что средства долждны использоваться в строго целевом направлении.

  5. Наличие объективных причин возникноваения межбюджетных отношений.

Межбюджетне отношения возникают в следующих формах:

  1. Дотация – бюджетные средства, предостовляемые бюджету другого уровня на безвозмездной безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, используются для вравнивания бюджетной обеспеченности.

  2. Субвенции - --//-- на определенные целевые расходы (социальные выплаты).

  3. Субсидии – бюджетные средства, предоставлемые бюджету другого уровня на безвозмездной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов.

  4. Бюджетная ссуда – это бюджетне средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной основе на срок не более 6-ти месяцев в пределах финансового года.

Самым крупным фондом в системе медбюджетных отношений является федеральный фонд финансовой поддержки регионов (ФФФПР), целью которого является выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (с помощью дотаций).

Бюджетная обеспеченность определяется на основе единой методики с учетом особенностей субъекта, как отношения индекса налогового потенциала к бюджетным расходам данного региона.

Размер фонда утверждается ежегодно в законе о федеральном бюджете и ,следовательно, величина дотаций, которую получит каждй регион.

Принципы межбюджетных отношений.

  1. Распределение и закрепление расходов по определенным уровням бюджетной системы.

  2. Разграничение доходов по уровням бюджетной системы.

  3. Равенство региональных бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и равенство прав местнх бюджетов во взаимоотношениях с региональными бюджетами.

  4. Выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.