logo
Finansy_i_kredit_Lektsii

Федеральный бюджет.

Федералльный бюджет является ключевым звеном в бюджетной системе РФ. Через федеральный бюджет происходит перераспределение нациоонального дохода между отраслями, регионами и различными группами населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, финансирование стратегических задач и многое другое. Расходы федерального бюджета возникают:

Все доходы федерального бюджета делятся на НАЛОГОВЫЕ (НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций, водный налог, государственные пошлинные сборы) и НЕНАЛОГОВЫЕ (доходы от внешнеэкономической деятельности государства, прибыль центрального банка после уплаты налогов, часть прибыли государственных предприятий, доходы за использование имущетсва, доходы от продажи имущества).

В связи с высокой зависимостью федерального бюджета от нефтяных доходов, была введена следующая классификация доходов:

  1. нефтегазовые доходы (налог на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью; вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, природный газ и нефтепродукты. Нефтегазовые доходы используются для финансирования нефтегазового трансферта, а также для формирования резервного фонда и фонда национального благосостояния.);

  2. не-нефтегазовые доходы (это все остальные доходы).

Нефтегазовые трансферты – это средства федерального бюджета, предназначенные для финансирования не-нефтегазового дефицита за счет нефтегазовых доходов из средств резервного фонда. Размер нефтегазового трансферта утверждатся законом о федеральном бюджете.

Не-нефтегазовыйдефицит – это разница между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и общим объемом расходов( грубо говоря, обычный дефицит бюджета, в рассчет которого не принимают участия нетегазовые доходы). Финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Не может быть больше 4,7% ВВП.

17.10.12

Резервный фонд – это средства федерального бюджета, подлежащие отдельному учету, используемые для финансирования дефицита бюджета, в случае недостаточности не нефтегазовых доходов.

Может быть использован, как источник досрочного погашения гос. долга. Составляет 10% ВВП.

Фонд национального благосостояния – также часть средств федерального бюджета, подлежащая отдельному учету, предназначенная для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, а также покрытия дефицита бюждетной системы. Формируется за сет нефтегазовых доходов после формирования резервного фонда.

Управление резервным фондом и фондом национального балосостояния осуществляется министерством финансов.

Классификация расходов.

Все расходы государства делятся на: текущие (связаны с функционированием государства, бюджетных организаций, обслуживание гос. долга, закупка товаров и пр.) и капитальные (затраты на новое строительство, модернизацию, реконструкцию, т.е. вложения в основной капитал).

Для сопоставления доходов и расходов различных уровней бюджетной системы введены бюджетные классификации, которые являются едиными для всех уровней.

Бюджетная классификация – это установленная законодательно группировка доходов и расходов, а также источников финансирования дефицита бюджета.

  1. Классификация доходов бюджетов РФ (по источнику получения: налоговые и неналоговые).

  2. Функциональная классификация расходов бюджета РФ (данная классификация отражает направления использования расходов).

  3. Экономияеская классификация расходов (группировка расхдов по экономиескому содержанию). Расходы делятся на текущие и капитальные.

  4. Ведомственная классификация расходов (отражает распределение расходов по главным распорядителям средств федеральног бюджета).

  5. Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ (кредиты ЦБ, государственные ценные бумаги и пр. источники).

  6. Классификация источников внешнего финансирования дефицита бюджета (кредиты правительствам иностранных государств, кредиты крупных коммерческих банков, государственные ценнве бумаги).

Дефицит бюджета и методы его фиансирования.

Дефицит федерального бюджета регламентируется бюджетным кодексом. . Дефицит федереального бюджета не может быть меньше не-нефтегазового дефицита.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 15% общегодового объема доходов без учета финансовой помощи.

Дефицит менстного бюждета не может быть меньше 10% от общего доходов без учета финансовой помощи.

Методы погашения дефицита бюджета.

  1. Увеличение налога (бескончно увеличивать налоги нельзя, поскольку бизнес может либо уйти в тень, либо перестать существовать).

  2. Снижение расходов (секвестирование: пропорциональное снижение всех расходов). Данным методом активно пользовались в 90-е годы.

  3. Привлечение внешних займов (плох из-за увеличения денежной массы).

  4. Привлечение внутренних займов (денежная масса остается на том же уровне, меняется ее структура, но может привести к снижению инвестиций в реальный сектор экономики).

  5. Эмиссия денежных средств (приводит к увеличению инфляции).

Бюджетный процесс – деятельность федеральных, региональных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению, составленю, испольнению бюджетов, а также контролю за исполнением.

Бюджетный процесс длится примерно 2,5 года, при этом исполнение бюджта идет с 1 января по 31 декабря.

Участники бюджетного процесса:

- президент;

- совет федерации;

- правительство;

- министерство финансов;

- казначейство;

- главные распорябители бюджетных средств.

Исходной информацией для составления проекта бюджета является:

  1. Бюджтное послание президента, в ктором презиент намечает основные направления бюджетной политики на следующий год.

  2. Перспективный финансовый план.

  3. Прогноз социально-экономического развития.

  4. Основные направления налоговой политики.

Составлением проектов бюджета занимается министерство финансов. Правительством доводятся редельне объемы финансирования до сведения главных распорядителей бюджетных средств. Су четом полученных замечаний формируется окончательный проект бюджета.

Следующим этапом правительство носит проект бюджета на рассмотрение и утверждение в государственной думе. В государственной думе бюджет попадает в комитет по бюджетной политике, который готовит заключение. Далее проект бюджета рассмтривается в трех чтениях.

1-е чтение – в течение 30-ти дней с момента внесения в гос. Думу. Принимаются показатели: принят общий объем доходов с разделением на нефтегазовые и не-нефтегазовые, далее общий объем расходов, объем нефтегазового трансферта, максимальный предел государственных внешних и внутренних займов, величина дефицита или профицита бюджета и величина резервного фонда.

2-е чтение. В течение 35-ти дней момента принятия первого чтения. Рассматриваются бюджетные расходы по разделам, подразделам функциональной классификации, и ведомственной. Распределяются межбюджетные трансферты между субъектами федерации. Программа государственных внутренних заимствований, долгосрочные целевые программы.

3-е чтение. 15 дней с момента принятия во втором чтении. Здесь утвреждаются виды расходов и бюджет принимается в целом.

24.10.12

После принятия бюджета в гос. думе, он должен бть одобрен в совете федерации. После этого бюджет отправляется на подпись президенту.

В случае отклонения президентом бюджета, формируется согласительная комиссия для доработки бюджета. После этого бюджет принимается в гос думе в 1 чтение.

Если закон не вступил в силу до 1 января, то гос-во имеет право расходовать бюджетные средства в размере 1/12 от фактических расходов за прошлый год.

Исполнение бюджета.

Должно быть обеспечено полное и своевременное поступление всех доходов и расходов. В РФ существует казнаяейская система исполнения бюджета.

Казначейская система исполнения бюджета позволяет:

- повысить эффективность использования бюджетных сресдств;

- более точно прогнозировать дефицит бюджета;

- ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения времени движения денежнх средств.

Органы казначейства управляют единым казначеским счетом, которй открыт в учреждениях ЦБ РФ. На данный счет зачисляются все бюджетне доходы и с него осуществляются все бюджене расходы, что позволяет обеспечить максимальную прозрачность исполнения бюджета. В бюждетном кодексе предусмотрены следующие процедуры исполнения бюджета:

  1. Исполнение бюджета по доходам (включает перечисление и зачисление доходов на единй счет, распределение между уровнями бюджетной системы, регулирующих доходов, возврат излишне уплаченных сумм).

  2. Исполнение бюджета по расходам (осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете и призвано обеспечить своевременное, полное и эффективное расходование бюджетных средств).

Важной частью бюджетного процесса является экономический анализ результатов исполнения бюджета.

Выводы по исполнению бюджета используются для:

  1. Вявление причин расхождения фактических и плановых значений, разработке рекомендаций по выявлению резервов увеличения доходной части и финансированию расходов всрок.

  2. Для укрепления финансовой дисциплины и пр.