Введение. Предмет, метод и содержание курса
Экономика – это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.
Предмет курса. Среди многих экономических наук можно выделить теоретическую и прикладную экономику, которые представляют направления наиболее актуальные для познания и регулирования важнейших процессов хозяйственной жизни. В совокупности из называют более кратко: «Экономика» – в России «Экономикс» – на Западе.
Основу теоретической и прикладной экономики составляют:
-
Изучение экономического развития;
-
Изучение функционирования народного хозяйства в целом и отдельного предприятия (фирмы);
-
Разработка принципов экономической политики.
Хотя конечной естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу.
Производство, описание и объяснение всей хозяйственной деятельности предприятия и являются предметом изучения в курсе «Экономика предприятия». На основе познания закономерностей производственного процесса появляется возможность разработать хозяйственные методы реализации практических целей.
Экономика предприятия и другие экономические науки. Всякое предприятие не существует само по себе, а связано с экономикой в целом, с одной стороны, через рынок производственных факторов, с другой – через рынок сбыта, поэтому и экономика предприятия должна исследовать отношения отдельных предприятий с другими хозяйственными единицами, с рынком. При этом она рассматривает хозяйственный процесс, как в целом, так и с точки зрения интересов отдельного предприятия.
Экономика предприятия тесно связана с микро- и макроэкономикой, но не тождественна им. Так, например, микроэкономический анализ исходит не из отдельного предприятия, а из влияния рынка на отдельное предприятие и в действительности не является исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия. Микроэкономический анализ рассматривает обе стороны рынка: предложение и спрос. В то же время анализ с позиций экономики предприятия рассматривает спрос как заданную величину.
С другой стороны, то, что составляет проблемы макроэкономики, например образование цен на производственные факторы, производство и распределение национального дохода и т.д., для экономики предприятия есть заданная величина, которую она учитывает. Любые перемены в народном хозяйстве, например изменение структуры потребностей, демографические сдвиги, изменения доходов населения, технический прогресс, ведут к изменению ситуации на предприятии.
И наоборот, объекты изучения экономики предприятия, например издержки производства, являются для макроэкономики данными, которые следует учитывать в исследованиях.
Таким образом, экономика предприятия является самостоятельной экономической дисциплиной, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.
Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.
Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.
Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.
Политическая ситуация зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах.
Правовая среда характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.
Географическая среда определяет природные условия, в которых осуществляется предпринимательство, например доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т.д.
Экологическая обстановка отражает состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции.
Институциональная среда характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения.
К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства, бюро по трудоустройству и др.
Предприятие в своей деятельности занимается не только хозяйственными проблемами, но и техническими, правовыми, социальными, психологическими, физиологическими и этическими вопросами. Это области изучения различных социальных наук и специальных экономических дисциплин, результаты и выводы которых необходимо учитывать при организации и осуществлении деятельности предприятия.
Содержание курса. Основными объектами изучения экономики предприятия являются:
• производственная структура предприятия, типы промышленного производства, организация производственного цикла;
• организация процесса управления предприятием;
• выбор хозяйственной стратегии, разработка плана производства и реализации продукции;
• формирование, использование капитала и накопление доходов (прибыли) предприятия;
• материально-техническое обеспечение производства, поставки сырья, материалов, формирование запасов и рациональное их использование;
• техническая подготовка производства и создание необходимой производственной инфраструктуры;
• формирование издержек производства, калькуляция себестоимости продукции, ценовая политика предприятия;
• финансовые ресурсы предприятия, эффективность хозяйственной деятельности, оценка риска в предпринимательстве;
• инновационная деятельность предприятия, качество продукции, инвестиционная политика предприятия, экологические проблемы;
• подбор кадров, прием на работу, организация труда, система оплаты труда и стимулирования повышения производительности труда;
• внешнеэкономическая деятельность предприятия.
Методы исследования. Экономика предприятия, как и любая другая наука, имеет особые методы исследования и изложения.
Являясь прикладной дисциплиной, экономика предприятия широко использует методы исследования, характерные для прикладных экономических наук. Укажем лишь некоторые из них.
Большое значение в экономических исследованиях имеют методы статистического наблюдения и сравнительного анализа. Они дают возможность накапливать и сопоставлять частные и обобщающие экономические показатели, анализировать динамику предприятия, сравнивать результаты его деятельности с показателями других хозяйствующих субъектов с целью выявления наилучших результатов.
Использование различных вероятностных и прогностических методов лежит в основе разработки хозяйственных стратегий предприятия, применяется при принятии предпринимательских решений.
Широко используются в теоретическом и прикладном анализе экономики предприятия математические модели, методы графического изображения, способствующие лучшему восприятию соотношений между различными экономическими показателями, оценке их «поведения» под влиянием экономических ситуаций. При использовании методов экономико-математического моделирования в экономике предприятия обычно исходят из двух допущений: предполагается, во-первых, что предприятие всегда стремится к максимизации прибыли и, во-вторых, что рыночная среда, в которой действует предприниматель, является средой активной, оказывающей непосредственное воздействие на всех рыночных субъектов.
Успешное осуществление предпринимательской деятельности в современных условиях возможно лишь при условии умелого сочетания, по крайней мере, трех основных моментов;
• знания общеэкономической теории;
• наличия конкретных экономических знаний и навыков;
• умения использовать различные количественные методы для предпринимательских расчетов, аналитических вычислений, прогнозов и т.п.
Курс «Экономика предприятия» тесно связан с такими дисциплинами, как «Экономика предпринимательства», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», «Финансы промышленности», «Статистика промышленности» и др.
Выводы
1. Экономика предприятия тесно связана с другими экономическими науками: макро- и микроэкономикой, теорией менеджмента и маркетинга, статистикой, бухгалтерским учетом и др.
2. Предмет изучения данной науки–деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.
3. Основными объектами изучения являются производственная деятельность предприятия, механизмы формирования и использования основных факторов производства и экономических ресурсов предприятия.
4. Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, оказывающей влияние на все стороны его деятельности. При разработке стратегии развития предприятия важно учитывать ее состояние, перспективы развития, динамику, различные направления воздействия.
5. Метод сравнительного анализа, статистические, графические, вероятностные методы, прогнозирование и другие методы экономических наук широко используются в экономике предприятия. Разработка грамотных хозяйственных решений невозможна без знания экономических законов, наличия конкретных экономических знаний, навыков, умения использовать их на практике.
Вопросы для самопроверки
1. Что изучает экономика предприятия?
2. Какова связь экономики предприятия с другими экономическими и социальными науками?
3. Охарактеризуйте роль предпринимательской среды в деятельности предприятия.
4. Какие методы исследования, характерные для экономических наук, имеют особое значение для экономики предприятия?
- Предисловие
- Краткое оглавление
- Введение. Предмет, метод и содержание курса
- Раздел 1
- Сферы и подразделения экономики
- Сферы экономики
- Отрасли экономики
- Межотраслевые комплексы
- Секторы экономики
- 2. Структурная перестройка экономики
- Особенности и направления структурной перестройки в России
- Тенденции развития промышленности
- Структурные изменения в агропромышленном комплексе
- Совершенствование воспроизводственной структуры экономики
- Региональные аспекты структурной перестройки
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Предприятие – основное звено экономики
- 1. Предпринимательство и предприятие Предпринимательская деятельность
- Понятие юридического лица
- Предпринимательство и бизнес
- Предприятие
- Типы предприятий
- Классификация по виду и характеру деятельности
- Классификация по размерам предприятия
- Классификация по формам собственности
- Классификация по принадлежности капитала
- Классификация по организационно-правовым формам
- 3. Объединения предприятий
- 4. Финансово-промышленные группы
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Предприятие как агент рыночной экономики
- Место предприятия в системе рыночных отношений Условия складывания рыночных отношений
- Самостоятельность предприятия
- Предприятие в различных рыночных структурах
- 2. Предприятие в рыночном механизме Общая характеристика рыночного механизма
- Спрос предприятия
- Предложение предприятия
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Раздел II экономические ресурсы предрпиятия Содержание раздела
- Раздел II экономические ресурсы предприятия
- Глава 4. Имущество и капитал предприятия
- 1. Имущество предприятия Понятие имущества предприятия
- Состав имущества предприятия
- 2. Капитал предприятия
- Собственный и заемный капитал
- Уставный капитал
- Размеры уставного капитала
- Основной и оборотный капитал
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Основные фонды предприятия
- 1. Экономическая сущность и воспроизводство основных фондов Экономическая сущность основных фондов
- Закономерности и показатели воспроизводства основных фондов
- 2. Состав и классификация основных фондов
- Классификация фондов по срокам производства, секторам экономики и отраслям
- Функционально-видовая классификация и структура основных фондов
- 3. Виды оценки и методы переоценки основных фондов
- Виды оценки основных фондов
- Методы переоценки основных фондов
- Службы оценки имущества
- 4. Износ и амортизация основных фондов Понятие износа основных фондов
- Амортизация основных фондов
- Норма амортизации
- Методы начисления амортизации
- Порядок использования амортизационного фонда
- 5. Показатели использования основных фондов предприятия
- Анализ показателей использования фондов
- Система резервов улучшения использования основных фондов
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Оборотные средства предприятия
- 1. Состав и классификация оборотных средств
- Элементы оборотных средств
- Нормируемые и ненормируемые оборотные средства
- Источники формирования оборотных средств
- 2. Определение потребности предприятия в оборотных средствах
- Порядок нормирования
- Методы нормирования
- Нормирование материалов
- Нормирование незавершенного производства
- Нормирование готовой продукции
- 3. Анализ использования оборотных средств предприятия
- Показатели эффективности использования
- Улучшение использования оборотных средств
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Трудовые ресурсы предприятия
- Персонал предприятия
- Категории производственного персонала
- Профессионально – квалификационная структура персонала
- Планирование численности и состава персонала
- Показатели динамики и состава персонала
- 2. Организация труда на предприятии
- Производительность труда
- Мотивация производительного труда
- Нормирование труда
- Виды норм
- Методы нормирования
- 4. Тарификация труда
- Ставки первого разряда
- Тарифная сетка
- 5. Материальное стимулирование труда
- Формы заработной платы
- Системы повременной заработной платы
- Системы сдельной заработной платы
- Надбавки и доплаты
- Должностные оклады
- Участие в прибыли предприятия
- 6. Рынок труда, занятость, безработица
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Раздел III производственная и организационная структура предприятия
- Раздел III. Производственная и организационная структура предприятия
- Глава 8. Принципы организации производства
- Производственная структура предприятия
- Элементы производственной структуры
- Специализация цехов
- Функциональные подразделения предприятия
- Факторы, влияющие на производственную структуру
- Типы промышленного производства
- Единичное производство
- Серийное производство
- Массовое производство
- 3. Организация производственного процесса
- Принципы рациональной организации
- Содержание производственного процесса
- Классификация производственных процессов
- 4. Производственный цикл
- Структура цикла
- Продолжительность цикла
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Техническая подготовка производства
- 1. Конструкторская подготовка производства
- Задачи конструкторской подготовки
- Этапы конструкторской подготовки
- 2. Технологическая подготовка производства
- Этапы технологической подготовки
- Организация технологической подготовки
- Документация по организации технологической подготовки
- Технологичность конструкции изделия
- Методы сравнения технологических процессов
- 3. Планирование технической подготовки производства
- План технической подготовки
- Методы планирования
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Организация производственной инфраструктуры
- Инструментальное хозяйство
- Организация инструментального хозяйства
- Классификация инструментов
- Определение потребности в инструменте
- Склады и кладовые инструмента
- Организация ремонтного хозяйства
- Виды ремонтных работ
- Организация проведения ремонтных работ
- Материально-техническое снабжение предприятия
- Классификация и индексация материалов
- Нормирование расхода материалов
- Нормирование запасов материалов
- Организация складского хозяйства
- Материально-техническое снабжение подразделений предприятия
- Транспортное хозяйство
- Виды транспорта
- Грузооборот и грузопоток
- Организация внутризаводских перевозок
- Система сбыта продукции
- Особенности процесса реализации
- Подразделение по сбыту
- Содержание посреднических функций
- Виды посредников
- Тенденции развития производственной инфраструктуры
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Организационная структура управления предприятием
- Линейная структура управления Особенности и области применения
- Преимущества и недостатки
- Функциональная структура управления Особенности и области применения
- Преимущества и недостатки
- 3. Дивизиональная структура управления Особенности и области применения
- Руководство
- Преимущества и недостатки
- 3. Адаптивные структуры управления Особенности и области применения
- Преимущества и недостатки
- 5. Принципы построения организационной структуры управления
- Глава 12. Экономическая стратегия предприятия
- Формирование хозяйственной стратегии
- Предпосылки формирования стратегии
- Типы хозяйственных стратегий
- Выбор типа хозяйственной стратегии
- Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия
- Составление прогноза
- Анализ внешней среды
- Прогнозирование сбыта
- 3. Товарная стратегия предприятия. План производства и реализации продукции
- Условия формирования товарной стратегии
- Формирование ассортимента
- Планирование нового продукта
- План реализации продукции
- 4. Производственная программа и производственные мощности предприятия
- Варианты производственной программы
- Показатели производственной программы
- Производственные мощности
- Проект производственных мощностей
- 5. Бизнес-план
- Содержание бизнес-плана
- Порядок разработки бизнес-плана
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Издержки производства и себестоимость продукции
- 1. Понятие и виды затрат предприятия Понятие затрат и издержек производства
- Виды затрат предприятия
- 2. Себестоимость продукции
- Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции
- Группировка затрат по экономическим элементам (смета затрат на производство)
- Группировка затрат по статьям калькуляции
- Определение себестоимости продукции
- Издержки фирмы в микроэкономической теории Общие, средние и предельные издержки
- Взаимосвязь валовых, средних и предельных издержек
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Формирование цен на продукцию предприятия
- Виды цен
- Классификация цен по степени регулируемости
- Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота
- Другие классификации цен
- Ценовая политика предприятия
- Задачи и механизм разработки ценовой политики
- Постановка целей ценовой политики
- Ценовая стратегия предприятия
- Выбор метода ценообразования
- Модификации цен
- Особенности ценообразования при различных моделях рынка
- Цены рынка свободной конкуренции
- Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
- Ценообразование в условиях олигополии
- Цены в условиях чистой монополии
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- ГЛаВа 15. Качество и конкурентоспособность продукции
- Понятия и показатели качества и конкурентоспособности
- Понятие качества продукции
- Показатели качества продукции
- Понятие конкурентоспособности
- Показатели конкурентоспособности
- Государственные и международные стандарты и системы качества
- Понятие стандартов и стандартизации
- Система стандартов в Российской Федерации
- Международные стандарты и системы качества
- Маркетинг и изучение рынка
- Проверки и
- Упаковка и хранение
- Развитие систем управления качеством
- Опыт управления качеством
- Современные проблемы управления качеством
- Развитие системы сертификации
- Политика предприятия в области качества
- Японская и американская модели управления качеством
- Опыт зарубежных предприятий
- Методы обеспечения качества
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Инновационная деятельность предприятия
- Понятие инноваций Виды инноваций
- Идея инновации
- Жизненный цикл инноваций
- Содержание инновационной деятельности
- Показатели потенциала предприятия
- Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии
- Показатели технического уровня новшества
- На стадии ниокр
- Показатели технического уровня производства
- Показатели технического уровня производства
- Технологический уровень производства
- Обобщенные критерии технологического уровня производства
- Экономическая оценка инноваций
- 3. Сравнительная экономическая эффективность новой техники и технологии
- Выбор базы сравнения
- Затраты на внедрение новой техники
- Эффект от внедрения новой техники
- Инновационный проект
- Оценка производственных возможностей
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Инвестиционная политика предприятия
- Понятие и принципы инвестиционной деятельности Понятие инвестиций
- Принципы инвестиционной деятельности
- Приемы и методы проектного анализа
- Виды анализа
- Методы анализа
- Метод дисконтирования
- Показатели доходности проекта
- Капитальные вложения
- Направления использования
- Источники финансирования
- 4. Эффективность портфельных инвестиций
- Цели портфельных инвестиций
- Риски финансовых инвестиций,
- Портфель ценных бумаг
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Природоохранительная деятельность предприятия
- Государственное управление природоохранными мероприятиями
- Государственные органы, регулирующие природопользование
- Механизм реализации государственной природоохранной политики
- Система экологических фондов России
- 2. Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятий
- Платежи за загрязнение окружающей среды
- Экологический паспорт предприятия
- Платежи за землепользование
- Платежи за водопользование
- Платежи за недра
- Платежи за пользование лесными ресурсами
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- Формы внешнеэкономической деятельности предприятия Виды внешнеэкономических сделок
- Направления внешнеэкономической деятельности
- Способы реализации экспортно-импортных операций
- Операции предприятия по экспорту Особенности экспортной политики предприятия
- Экспортные документы
- Формы расчетов по экспорту
- Таможенные сборы
- Особенности расчета экспортных цен
- 3. Операции предприятия по импорту и встречные сделки
- Сертификация импортируемых товаров
- Таможенная стоимость импортируемого товара
- Таможенные пошлины
- Встречные сделки
- 4. Предприятия с иностранными инвестициями
- Соглашения о разделе продукции
- Свободные экономические зоны в экономике России
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Содержание раздела
- Раздел V. Финансовые результаты и эффективность хозяйственной деятельности предприятия
- Глава 20. Финансы предприятия
- Финансовые ресурсы предприятия
- Источники финансовых ресурсов
- Направления использования денежных средств
- Финансовая служба предприятия
- 2. Выручка, доходы и прибыль предприятия
- Выручка и прибыль предприятия
- Показатели прибыли
- Балансовая прибыль
- 3. Планирование прибыли и порядок ее распределения на предприятиях различных организационных форм
- Методы планирования прибыли
- Принципы распределения прибыли
- Распределение прибыли на предприятиях различных организационных форм
- 4. Налоги и платежи, вносимые предприятиями в бюджет и во внебюджетные фонды
- Виды налогов
- Налог на прибыль
- Налог на имущество предприятия
- Плата за ресурсы
- Косвенные налоги
- Платежи во внебюджетные фонды
- 5. Финансовый план предприятия
- Структура финансового плана
- Взаимосвязь доходов и расходов
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Взаимоотношения предприятия с институтами финансово- кредитной системы
- Взаимодействие предприятий с банками
- Расчетно-кассовое обслуживание
- Банковское кредитование
- Валютные операции
- Лизинговые операции
- Факторинговые операции
- Трастовые операции
- Взаимоотношения предприятий с биржами
- Особенности биржевой торговли
- Виды биржевых сделок
- Фондовые биржи
- Роль страховых организаций в деятельности предприятий
- Принципы страхования
- Виды страхования
- Форма бухгалтерского баланса
- Активы и пассивы предприятия
- Типовая структура годового бухгалтерского баланса Бухгалтерский баланс за 199.. Г.
- Методы оценки статей баланса
- Значение бухгалтерской отчетности
- Система показателей эффективности производства и финансового состояния предприятия Понятие эффективности производства
- Принципы определения экономической эффективности
- Показатели финансового состояния предприятия
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Риск в предпринимательстве и угроза банкротства
- Виды рисков и методы их оценки
- Понятие и виды риска
- Факторы риска
- Анализ риска
- Методы количественного анализа риска
- Способы снижения риска
- Понятие и процедура банкротства
- Причины банкротства
- Процедура банкротства
- Внешнее управление
- Санация
- Принудительная ликвидация
- Добровольная ликвидация
- Мировое соглашение
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Словарь понятий и терминов
- Список рекомендуемой литературы
- Книги Издательской группы «Юристъ» можно купить
- 107005, Москва, ул., ф. Энгельса, д. 3/5, стр. 6 (ст. Метро «Бауманская») Тел.: (095) 267-41-45; Факс: (095) 261-82-97
- 107082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. Метро «Бауманская») Тел.: (09s) 267-96-24, 267-76-50; Факс: (095) 261-60-10
- Содержание
- Раздел I. Предприятие в системе национальной эКономики 9
- Глава 1. Народнохозяйственный комплекс россии 9
- Глава 2. Предприятие – основное звено экономики 22
- Глава 6. Оборотные средства предприятия 79
- Глава 7. Трудовые ресурсы предприятия 90
- Раздел III. Производственная и организационная структура предприятия 115
- Глава 8. Принципы организации производства 115
- Глава 9. Техническая подготовка производства 131
- Глава 10. Организация производственной инфраструктуры 143
- Глава 11. Организационная структура управления предприятием 166
- Глава 12. Экономическая стратегия предприятия 178
- Глава 13. Издержки производства и себестоимость продукции 204
- Глава 14. Формирование цен на продукцию предприятия 219
- ГЛаВа 15. Качество и конкурентоспособность продукции 236
- Глава 16. Инновационная деятельность предприятия 255
- Глава 17. Инвестиционная политика предприятия 275
- Глава 18. Природоохранительная деятельность предприятия 292
- Глава 19. Внешнеэкономическая деятельность предприятия 312
- Раздел V. Финансовые результаты и эффективность хозяйственной деятельности предприятия 329
- Глава 20. Финансы предприятия 330
- Глава 21. Взаимоотношения предприятия с институтами финансово- кредитной системы 350
- Глава 22. ОцЕнка эффектиВнОсти хозяйственной деятельности предприятия и составления его баланса 365
- Глава 23. Риск в предпринимательстве и угроза банкротства 380