logo search
06-7 лк факторы

1. Понятие факторов производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.

На предыдущих лекциях в ходе рассмотрения основных проблем современной экономики, особое внимание уделялось проблеме ограниченности ресурсов в современном мире, необходимых для производства. Также из темы «Собственность и формы предпринимательской деятельности» нам известно, что ресурсы выступают объектами собственности, и это не случайное совпадение, так как каждый ресурс имеет свое материальное содержание и социально-экономическую форму. Последняя определяется характером собственности на ресурсы. Одновременно в теории и на практике выделяют факторы производст­ва, поэтому возникает необходимость разобраться в том, как соотносятся меж­ду собой ресурсы и факторы производства.

В экономической теории понятием «ресурсы» обозначают все то, чем рас­полагает общество для производства товаров и услуг. К ним относятся сле­дующие:

При этом одни ресурсы находятся в форме свободных или даровых благ (воздух, вода, солнечный свет), достающихся людям во многом пока еще бес­платно. Другие ресурсы, обладая редкостью, имеются в относительно ограни­ченном количестве. В основном речь идет о природных, материальных, трудо­вых и прочих ресурсах. Эти блага называются в экономической теории хозяй­ственными или экономическими. За них всем членам общества приходится платить и в связи с этим использовать их рационально или эффективно.

Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и тру­довых ресурсов, относительная - для материальных, финансовых и информа­ционных ресурсов.

Ресурсы общества, вовлекаемые в производство товаров и услуг, становят­ся его факторами. В свою очередь под производством понимается соединение и использование различных экономических ресурсов для получения разнообраз­ных товаров и услуг.

Одновременно нам известно, что все ре­сурсы выступают объектами собственности. В результате каждый ресурс имеет свое материальное содержание и социально-экономическую форму, определяе­мую собственностью на него. Ресурсы производства, представленные в единст­ве их материально-вещественного содержания и социально-экономической (собственнической) формы, называют факторами производства. Таким образом, если перед нами свободный ресурс в виде воздуха, то он не может быть факто­ром производства; если же перед нами экономический ресурс в виде, напри­мер, поточной линии или работников, то это обязательно фактор производства, так как он находится в чьей-либо собственности.

Длительное время трактовка факторов производства основывалась на тео­рии трех факторов, выдвинутой Ж.-Б. Сэем, который предлагал считать тако­выми землю, капитал и труд. В XX в. И. Шумпетер предложил еще один фактор производства - предпринимательство. Предпринимательство - это особый вид человеческих ресурсов, который способен наиболее эффективно использовать все другие факторы производства, т. е. предприниматель берет на себя инициа­тиву соединения ресурсов труда, капитала и земли (природных ресурсов) в единый процесс производства товаров и услуг. Он выступает как бы катализа­тором этого процесса. Таким образом, современная трактовка факторов произ­водства основывается на теории четырех факторов.

В западных «Экономикс» акцент делается только на материально-вещественном содержании факторов производства. Так, к фактору «земля» от­носятся все естественные ресурсы, которые даны природой и над предложени­ем которых человек практически не властен. К ним относят, например, пахот­ные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и дру­гие, безотносительно того, кому принадлежат эта земля или другие природные ресурсы. Это делается, по мнению авторов, для того, чтобы не обострять отношения между различными собственниками природных ресурсов и не замечать их разного отношения к использованию этих ресурсов. Хотя можно привести факты, когда на собственной земле люди работают гораздо производительнее, чем на арендованной или государственной земле.

Фактор «труд» в «Экономикс» употребляется для обозначения любой тру­довой деятельности, связанной с достижением какого-либо результата в произ­водстве благ и услуг. Все работы, выполняемые работниками, инженерами, пе­дагогами, врачами, артистами, учеными и многими другими, охватываются по­нятием «труд».

В марксистской теории фактором производства считается рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей человека, которыми он обладает и которые готов использовать в производстве товаров. Сам труд здесь рассматривается как процесс потребления (использования) рабочей силы, кото­рый не может ни продаваться, ни покупаться. Считается, что наемный работник продает капиталисту не труд, а рабочую силу. Последняя, по Марксу, становит­ся особым товаром, так как собственник рабочей силы, отделенный от собст­венности на средства производства, вынужден становиться ее продавцом, для того чтобы жить и кормить свою семью. Таким образом, рабочая сила у Мар­кса как фактор производства рассматривается как с материально-вещественной, так и с социально-экономической (собственнической) стороны.

В последние годы фактор «труд» начинают именовать «человеческим ка­питалом», и его владельцы как высококвалифицированные и образованные ра­ботники могут рассчитывать на повышенный доход по сравнению с людьми средней и более низкой квалификации (об этом подробно пойдет речь в третьем вопросе нашей лекции).

К фактору «капитал» западные экономисты относят все те средства произ­водства (оборудование, машины, инструменты, производственные здания и со­оружения), которые используются в производстве и доставке товаров и услуг конечному потребителю. Еще их называют инвестиционными товарами в отли­чие от потребительских товаров, покупаемых населением, но это опять-таки материально-вещественная трактовка капитала, абсолютно не связанная с соб­ственностью на ресурсы, не учитывающая, кому они принадлежат, как и кем используются. Если, например, производственные ресурсы находятся в собст­венности предпринимателя, то мы наблюдаем одно отношение к их использо­ванию; если он их арендует или берет у государства, то совсем другое, менее рачительное к ним отношение.

Предпринимательство - еще один важный фактор производства. Под ним понимают особые трудовые усилия предпринимателей: управленческие и орга­низационные навыки, необходимые фирмам для производства товаров и оказа­ния услуг, способности по наиболее эффективному соединению и использова­нию всех других факторов производства. В случае успеха предприниматель по­лучает предпринимательскую прибыль, в случае неудачи — несет убытки, по­этому знания, опыт, умение идти на разумный риск - очень важны для любой фирмы и предприятия. Здесь на первом плане в характеристике предпринима­тельства акцент делается в «Экономикс» опять-таки на материально вещест­венной стороне. Одно дело, когда предприниматель одновременно является собственником каких-либо природных, материальных, финансовых или ин­формационных ресурсов и использует их очень эффективно, и другое дело, когда он опять-таки арендатор, а не собственник ресурсов, когда он владеет од­ним, двумя пучками прав из 11, известных нам из лекции о собственности.

Таким образом, ресурсы становятся реальными факторами производства только в единстве их материально-вещественного содержания и собственниче­ской формы.

Важным моментом в анализе основных факторов производства является определение цен на факторы производства, а следовательно, спроса на них. Цены на факторы производства в условиях совершенной конкуренции определяются соотношением спроса и предложения. Однако необходимо отметить два важных момента, влияющих на спрос и соответственно цену факторов. Во-первых, спрос на факторы производства и уровень их цен являются производными от потребительского спроса, поскольку труд, капитал, земля необходимы в конечном счете для того, чтобы произвести необходимые людям предметы потребления. Следователь­но, спрос на тот или иной фактор производства зависит от спроса на товары, производимые с помощью этого фак­тора. Спрос на труд, капитал и землю — это всегда производный спрос. Например, спрос на труд ткачих определяется спросом общества на ткани; спрос на землю, пригодную для выращивания овощей, определяется спросом на овощи, и т.д. Это значит, что размер спроса на определенный фактор зависит от производительности данного фактора при создании продукта и от цены товара. произведенного с помощью фактора.

Во-вторых, все факторы производства экономически н технологически взаимосвязаны, они не могут использо­ваться раздельно. Для производства товаров необходимы все четыре фактора и в определенном соотношении между собой. Размер спроса на каждый фактор зависит не только от уровня цен на данный фактор, но и от уровня цен на другие ресурсы: например, спрос на труд зависит не только от ставок заработной платы, но и от того, сколько будет приобретено машин, сырья и каковы цены на них. Когда цена определенного фактора производства возрастает, спрос на него (при прочих равных условиях) будет пони­жаться, а спрос на другой фактор повысится; более высокая цена, например, на труд будет вести к замещению его машинами. Возможность взаимозамещения различных факторов производства позволяет сочетать их в таком со­отношении, которое обеспечивает наименьшие издержки производства и наибольшую прибыль.