1. Понятие факторов производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.
На предыдущих лекциях в ходе рассмотрения основных проблем современной экономики, особое внимание уделялось проблеме ограниченности ресурсов в современном мире, необходимых для производства. Также из темы «Собственность и формы предпринимательской деятельности» нам известно, что ресурсы выступают объектами собственности, и это не случайное совпадение, так как каждый ресурс имеет свое материальное содержание и социально-экономическую форму. Последняя определяется характером собственности на ресурсы. Одновременно в теории и на практике выделяют факторы производства, поэтому возникает необходимость разобраться в том, как соотносятся между собой ресурсы и факторы производства.
В экономической теории понятием «ресурсы» обозначают все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. К ним относятся следующие:
природные (естественные) ресурсы - земля и ее недра, водные и лесные ресурсы;
материальные ресурсы, представленные всеми имеющимися у общества средствами производства, т.е. орудиями производства, производственными зданиями, сооружениями, станками, машинами, оборудованием, сырьем, материалами, топливом, различного рода энергией и т.д.;
трудовые ресурсы, представленные рабочей силой, т.е. населением в трудоспособном возрасте;
финансовые ресурсы в виде денежных средств, которые необходимы для процесса производства;
информационные ресурсы, необходимые для современного компьютеризированного производства.
При этом одни ресурсы находятся в форме свободных или даровых благ (воздух, вода, солнечный свет), достающихся людям во многом пока еще бесплатно. Другие ресурсы, обладая редкостью, имеются в относительно ограниченном количестве. В основном речь идет о природных, материальных, трудовых и прочих ресурсах. Эти блага называются в экономической теории хозяйственными или экономическими. За них всем членам общества приходится платить и в связи с этим использовать их рационально или эффективно.
Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов, относительная - для материальных, финансовых и информационных ресурсов.
Ресурсы общества, вовлекаемые в производство товаров и услуг, становятся его факторами. В свою очередь под производством понимается соединение и использование различных экономических ресурсов для получения разнообразных товаров и услуг.
Одновременно нам известно, что все ресурсы выступают объектами собственности. В результате каждый ресурс имеет свое материальное содержание и социально-экономическую форму, определяемую собственностью на него. Ресурсы производства, представленные в единстве их материально-вещественного содержания и социально-экономической (собственнической) формы, называют факторами производства. Таким образом, если перед нами свободный ресурс в виде воздуха, то он не может быть фактором производства; если же перед нами экономический ресурс в виде, например, поточной линии или работников, то это обязательно фактор производства, так как он находится в чьей-либо собственности.
Длительное время трактовка факторов производства основывалась на теории трех факторов, выдвинутой Ж.-Б. Сэем, который предлагал считать таковыми землю, капитал и труд. В XX в. И. Шумпетер предложил еще один фактор производства - предпринимательство. Предпринимательство - это особый вид человеческих ресурсов, который способен наиболее эффективно использовать все другие факторы производства, т. е. предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов труда, капитала и земли (природных ресурсов) в единый процесс производства товаров и услуг. Он выступает как бы катализатором этого процесса. Таким образом, современная трактовка факторов производства основывается на теории четырех факторов.
В западных «Экономикс» акцент делается только на материально-вещественном содержании факторов производства. Так, к фактору «земля» относятся все естественные ресурсы, которые даны природой и над предложением которых человек практически не властен. К ним относят, например, пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и другие, безотносительно того, кому принадлежат эта земля или другие природные ресурсы. Это делается, по мнению авторов, для того, чтобы не обострять отношения между различными собственниками природных ресурсов и не замечать их разного отношения к использованию этих ресурсов. Хотя можно привести факты, когда на собственной земле люди работают гораздо производительнее, чем на арендованной или государственной земле.
Фактор «труд» в «Экономикс» употребляется для обозначения любой трудовой деятельности, связанной с достижением какого-либо результата в производстве благ и услуг. Все работы, выполняемые работниками, инженерами, педагогами, врачами, артистами, учеными и многими другими, охватываются понятием «труд».
В марксистской теории фактором производства считается рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей человека, которыми он обладает и которые готов использовать в производстве товаров. Сам труд здесь рассматривается как процесс потребления (использования) рабочей силы, который не может ни продаваться, ни покупаться. Считается, что наемный работник продает капиталисту не труд, а рабочую силу. Последняя, по Марксу, становится особым товаром, так как собственник рабочей силы, отделенный от собственности на средства производства, вынужден становиться ее продавцом, для того чтобы жить и кормить свою семью. Таким образом, рабочая сила у Маркса как фактор производства рассматривается как с материально-вещественной, так и с социально-экономической (собственнической) стороны.
В последние годы фактор «труд» начинают именовать «человеческим капиталом», и его владельцы как высококвалифицированные и образованные работники могут рассчитывать на повышенный доход по сравнению с людьми средней и более низкой квалификации (об этом подробно пойдет речь в третьем вопросе нашей лекции).
К фактору «капитал» западные экономисты относят все те средства производства (оборудование, машины, инструменты, производственные здания и сооружения), которые используются в производстве и доставке товаров и услуг конечному потребителю. Еще их называют инвестиционными товарами в отличие от потребительских товаров, покупаемых населением, но это опять-таки материально-вещественная трактовка капитала, абсолютно не связанная с собственностью на ресурсы, не учитывающая, кому они принадлежат, как и кем используются. Если, например, производственные ресурсы находятся в собственности предпринимателя, то мы наблюдаем одно отношение к их использованию; если он их арендует или берет у государства, то совсем другое, менее рачительное к ним отношение.
Предпринимательство - еще один важный фактор производства. Под ним понимают особые трудовые усилия предпринимателей: управленческие и организационные навыки, необходимые фирмам для производства товаров и оказания услуг, способности по наиболее эффективному соединению и использованию всех других факторов производства. В случае успеха предприниматель получает предпринимательскую прибыль, в случае неудачи — несет убытки, поэтому знания, опыт, умение идти на разумный риск - очень важны для любой фирмы и предприятия. Здесь на первом плане в характеристике предпринимательства акцент делается в «Экономикс» опять-таки на материально вещественной стороне. Одно дело, когда предприниматель одновременно является собственником каких-либо природных, материальных, финансовых или информационных ресурсов и использует их очень эффективно, и другое дело, когда он опять-таки арендатор, а не собственник ресурсов, когда он владеет одним, двумя пучками прав из 11, известных нам из лекции о собственности.
Таким образом, ресурсы становятся реальными факторами производства только в единстве их материально-вещественного содержания и собственнической формы.
Важным моментом в анализе основных факторов производства является определение цен на факторы производства, а следовательно, спроса на них. Цены на факторы производства в условиях совершенной конкуренции определяются соотношением спроса и предложения. Однако необходимо отметить два важных момента, влияющих на спрос и соответственно цену факторов. Во-первых, спрос на факторы производства и уровень их цен являются производными от потребительского спроса, поскольку труд, капитал, земля необходимы в конечном счете для того, чтобы произвести необходимые людям предметы потребления. Следовательно, спрос на тот или иной фактор производства зависит от спроса на товары, производимые с помощью этого фактора. Спрос на труд, капитал и землю — это всегда производный спрос. Например, спрос на труд ткачих определяется спросом общества на ткани; спрос на землю, пригодную для выращивания овощей, определяется спросом на овощи, и т.д. Это значит, что размер спроса на определенный фактор зависит от производительности данного фактора при создании продукта и от цены товара. произведенного с помощью фактора.
Во-вторых, все факторы производства экономически н технологически взаимосвязаны, они не могут использоваться раздельно. Для производства товаров необходимы все четыре фактора и в определенном соотношении между собой. Размер спроса на каждый фактор зависит не только от уровня цен на данный фактор, но и от уровня цен на другие ресурсы: например, спрос на труд зависит не только от ставок заработной платы, но и от того, сколько будет приобретено машин, сырья и каковы цены на них. Когда цена определенного фактора производства возрастает, спрос на него (при прочих равных условиях) будет понижаться, а спрос на другой фактор повысится; более высокая цена, например, на труд будет вести к замещению его машинами. Возможность взаимозамещения различных факторов производства позволяет сочетать их в таком соотношении, которое обеспечивает наименьшие издержки производства и наибольшую прибыль.
- Раздел 2. Микроэкономика (продолжение)
- Тема 2.4. Рынки факторов производства и распределение доходов
- 1. Понятие факторов производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.
- 2. Труд как основной фактор производства. Понятие рынка труда. Специфика российского рынка труда.
- Человеческий капитал как новый фактор производства
- 4. Земля как особый фактор производства. Понятие ренты
- 5. Предпринимательство как фактор производства