«Легкие деньги» - копируем чужой доходный бизнес
Для того, чтобы создать успешный бизнес, нужна хорошая бизнес-идея. Придумать такую идею нелегко. Многие предприниматели ломают голову и так и сяк, но так и не могут придумать никакой стоящей бизнес-идеи. Некоторые поступают проще. Зачем придумывать свое, когда можно заимствовать чужое?
Такие предприниматели видят чужой доходный бизнес и думают, что и они могли бы сделать такой же бизнес и заработать деньжат. Особенно они любят создавать бизнесы, которые создают все вокруг. Результат закономерен: в большинстве случаев такие предприниматели оказываются у разбитого корыта.
В каждом городе периодически начинается мода на какой-либо бизнес, переходящая в эпидемию. Возьмем для примера Саратов. Одна из первых бизнес-эпидемий в Саратове была аптечная. Первые аптеки действительно были доходными предприятиями. После чего их стали открывать все, кто только мог. Большинство открытых таким образом аптек не отбили даже начальных инвестиций. В результате конкурентоспособными остались только сети аптек, все отдельные аптеки ушли в минус и были куплены сетями.
Потом были бизнес-эпидемии салонов связи, Интернет-центров, бизнесов по изготовлению пластиковых окон, фотосалонов… Некоторые из них были просто вопиющими.
Первый Интернет-центр – «А.» - обошелся его владельцам в кругленькую сумму. Сорок тысяч долларов было вложено только в ремонт. Ремонт такого класса имеет смысл делать только в собственном помещении – как и происходило в данном случае. Если вы делаете слишком хороший ремонт в арендованном помещении, то это приводит либо к съезду с этого помещения, либо к увеличению арендной платы. Плюс – затраты на мебель и компьютерное оборудование. Все затраты окупились за 11 месяцев. По второму Интернет-центру – «Б.М.», организованному теми же владельцами, возврат вложенных средств произошел за девять месяцев. Плюс к тому, эти два Интернет-центра принесли своим владельцам доход – и весьма существенный.
Вскоре после того, как запустился Интернет-центр «Б.М.», многие другие предприниматели Саратова заинтересовались бизнесом Интернет-центров. Вскоре было запущено более десяти новых Интернет-центров. Большинство из них не смогло даже выйти на самоокупаемость. Почему?
Основным источником доходов Интернет-центров были… сетевые компьютерные игры. Само название «Интернет-центр» было прикрытием – чтобы с компьютеров не брали налоги, как с игровых автоматов. Хотя услуги Интернет в них тоже предоставлялись… Первый Интернет-центр попал в струю – многим подросткам было интересно сражаться в компьютерные игры по сети и платить за это. Второй центр, расположенный на главной пешеходной улице города, позволил серьезно увеличить количество таких игроков. Но все равно количество таких игроков в городе и сумма денег, которые с них можно было собирать ежемесячно, были ограничены. Пока этот оборот делился на два Интернет-центра, бизнес был высокодоходным. Когда количество центров увеличилось с двух до двенадцати, количество игроков не увеличилось в шесть раз – оно осталось примерно тем же. А вот приносимые ими деньги стали делиться не на две части, а на двенадцать. При этом львиная доля по-прежнему доставалась двум «старым» Интернет-центрам, в которых уже была своя тусовка. Чтобы хоть как-то привлечь клиентов, новые центры стали демпинговать. Поскольку проблема была в том, что денег клиентов было недостаточно для самоокупаемости центров даже при старых расценках, демпинг просто ускорил обвал рынка. В следующие пару лет большинство Интернет-центров просто работали «в минус» и закрывались один за другим. Параллельно с этим открывались новые Интернет-центры, владельцы которых считали, что уж они-то смогут заработать денег на этом бизнесе! Наверное, они думали, что до них этим бизнесом занимались только идиоты, потому-то старые Интернет-центры и прогорают. В результате Интернет-центры новоявленных умников не могли заработать даже на покрытие текущих расходов. И прогорали с космической скоростью.
РЕЗЮМЕ
Если сегодня данное направление бизнеса высокодоходно, и в него легко войти, то вскоре совокупная доходность всех бизнесов данного направления будет стремиться к нулю. Что означает, что большинство этих бизнесов будет просто убыточными.
Можно сказать еще проще: если вы собираетесь вложить деньги в бизнес, в который не очень сложно войти и в котором можно быстро заработать много денег – учтите, что не вы один такой умный. Таких «умников» – целый город. И многие из них в этот самый момент вкладывают деньги в тот же бизнес, в который собираетесь инвестировать вы. В результате количество таких бизнесов вырастет в несколько раз, количество клиентов при этом не увеличится. Никто из вас – «умников» - не сможет вернуть даже те деньги, которые вы вложили.
Отдельная тема – ситуация, когда сотрудник (младший партнер) уходит из компании, чтобы создать свой собственный бизнес. Как две капли воды похожий на бизнес, из которого он ушел. Большинство таких попыток обречено на неудачу с самого начала. Некоторые, впрочем, могут быть успешными. Какие попытки «увода» бизнеса имеют шансы на успех, какие – нет?
Когда бизнес – чисто посреднический (купи-продай), его вполне возможно успешно «увести» вместе с клиентской базой. Особенно велики возможности такого «увода» у коммерсанта, который ведет обслуживание основных клиентов компании и поддерживает с ними личные отношения. Вероятность «увода» повышается, если личные встречи с ключевыми клиентами проводит только данный коммерсант, а остальные сотрудники компании лично с ними не встречаются и в гости к ним не ездят. ОБЩЕНИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ НЕДОСТАТОЧНО! Вероятность «увода» еще выше, если одни и те же люди занимаются и продажей, и закупкой. Она еще выше, если значительный объем поставок делается под заказ, то есть не требуются складские запасы.
Чем больше ресурсов требуется, чтобы организовать бизнес, тем сложнее «увести» такой бизнес без прямого воровства. Если для организации успешного бизнеса в выбранном вами направлении требуются серьезные инвестиции, недвижимость, лицензии, административный ресурс – все это обеспечивает его дополнительную защиту.
Неплохо защищены от «увода» СЛОЖНЫЕ бизнесы. В целом, сложный бизнес нелегко поднять и раскрутить, но его так же нелегко и воспроизвести, и «увести». Именно этим мне всегда нравился бизнес по предоставлению услуг Интернет. В этом бизнесе ЛЮБОЕ начальное финансирование не является достаточным условием для создания успешного бизнеса. То же самое можно сказать и про многие другие высокотехнологичные и «экспертные» бизнесы.
Самый неудачный вариант «увода» бизнеса – когда пытаются создать маленькую копию исходного бизнеса. Такая копия ничем, кроме размеров и ресурсов, не отличается от оригинала. А на вопрос, чем новый бизнес будет лучше исходного, отвечают: «Владелец того бизнеса – законченный козел!» Конечно - те руководители вести бизнес не умеют, а мы умные, и у нас обязательно все получится! В реальности доморощенные предприниматели даже не понимают истинного размера проблем, стоящих перед владельцами бизнеса. Зажмурив глаза, бросаются открывать свой бизнес – а когда понимают, как они попали, уже поздно.
В одной моей знакомой тренинговой компании одна из ведущих коммерсанток считала, что ее недостаточно ценят. Она сошлась с одним из тренеров. Тот также придерживался мнения, что бизнесом управляют плохо, сотрудникам платят мало, а владелец бизнеса – тот еще гад. Вместе они решили создать свой бизнес, начали агитацию среди сотрудников… Все это вскрылось, и сладкая парочка была изгнана вместе с еще одним молодым сотрудником, которого они успели совратить.
Тренер зарегистрировал юр. лицо, арендовали офис, начали работать… Тут-то и выяснилось, что зарабатывать деньги втроем, начав с нуля, довольно тяжело. А офис, оклады, налоги, бухгалтерия и все остальное жрет деньги ежемесячно и постоянно. «Оригинальный» бизнес направлял на эти платежи средства, оставшиеся от доходов после выплат процентов и гонораров. В результате доходность никогда не превышала 10-15% оборота, хотя зарабатыванием денег занималась бригада из 30-ти человек. А там, где тридцать человек с трудом могут обеспечивать десяти процентную прибыль, трое вряд ли смогут вообще сходиться в плюс.
Так и получилось с нашей троицей. Денег постоянно требовалось больше, чем зарабатывали. Начались склоки и распри. Через полгода трое «подельников» расстались, поливая друг друга чернейшей грязью. Тренер еще два раза пробовал собирать команду с «нуля» - оба раза все разбегались. Не прошло и года, как он отказался от офиса. Так и скончался очередной перспективный бизнес, который по здравом размышлении вообще не стоило создавать.