logo
Цели и методы бизнес планирования

Цели и методы бизнес планирования

Для чего необходим бизнес план? В чем состоит цель бизнес планирования? Что должен предсказывать бизнес план? - Эти вопросы обсуждаются в данной публикации. Кроме того, в статье рассматриваются области применения бизнес планов.

Безусловно, хорошо разработанный бизнес-план должен раскрыть все сложные вопросы планирования проекта и просчитывать не только финансы предприятия в перспективе, но в значительной степени предсказать развитие ситуации по проекту:

*как будет развиваться производство;

*как будет реализовываться товар или услуга;

*что принесет данная идея в будущем;

*какие шаги необходимо предпринять предприятию, при благоприятной обстановке (экономической, политической, конкурентной) и при непредвиденных обстоятельствах.

Наш опыт показывает, что, к сожалению, фирмами-разработчиками бизнес-планов уделяется недостаточно внимания такому важному разделу в планировании как маркетинговый анализ и его результаты. Причину непонимания этого важного вопроса мы видим не только в фирмах-разработчиках, но и в значительной степени недооценки данного вопроса самими заказчиками бизнес-планов, а также недостоверностью материалов, которые порой печатаются в наших экономических изданиях, с которыми автор статьи неоднократно сталкивалась в течении работы. Статьи, в которых приводится статистический материал, порой носят откровенно заказной характер и не могут использоваться для анализа. И только опыт, который уже накопился за годы работы, и практическое знание направления развития основных отраслей и рынков в российской экономике позволяют определять уровень достоверности статьи.

Говоря о главных направлениях в планировании бизнеса, можно сказать, что бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить следующие проблемы:

определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации;

выявить соответствие имеющихся кадров фирмы;

определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Обобщение опыта составления бизнес-плана отечественными предприятиями и организациями позволяют выделить следующие области их применения:

подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках;

обоснование предложений по приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности;

разработка проектов создания частных фирм, без чего риск разорения новых предпринимателей оказывается чрезмерным;

выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами, находящимися сегодня в новых условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;

составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) предприятий;

привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия.

Татьяна Сухадолец, генеральный директор «Бизнес-эксперт К» [2001]

Источник: www.investorov.net

Что такое бизнес план, для чего он нужен и как его написать

Что такое бизнес план? Кому нужен бизнес план? Какие бизнес планы существуют на практике? Из чего состоит бизнес план? Кроме того, в статье обсуждаются проблемы современного бизнес планирования.

Наконец-то сложилась определенная культура российского

бизнес-планирования. Термин "бизнес-план" не вызывает страха, а лишь призывает "поглубже закатать рукава" и в очередной раз промоделировать цели и пути их достижения, возможные угрозы и риски, ожидаемые финансовые результаты бизнеса. Пришла пора систематизировать накопленный опыт и по-новому взглянуть на современные проблемы бизнес-планирования.

Прежде чем осуществиться в реальности, бизнес-идея должна пройти путь "идеальности".

Что же такое бизнес-план? Л.Ф. Циферблат, автор книги "Бизнес-план: работа над ошибками", говорит, что бизнес-план - это "система доказательств успешности предполагаемого бизнеса".

Кому нужен бизнес-план? Бизнес-план имеет две группы

пользователей - внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и

персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы,

партнеры). В первом случае предприниматель должен убедить себя,

что придуманное им дело стоящее, в другом случае - других.

Иногда, убеждая других, инициатор бизнес-идеи лучше начинает

понимать себя.

В любом случае, при разработке бизнес-плана необходимо учесть

и сбалансировать интересы всех участвующих сторон: заказчика

бизнес-плана; разработчика бизнес-плана; потенциальных

инвесторов, кредиторов, партнеров, заинтересованных в возврате

вкладываемых средств с прибылью; муниципальных и региональных

органов власти, определяющих потребности и приоритеты в развитии

региона, тех или иных сфер бизнеса; подрядных фирм; потребителя.

Какие виды бизнес-планов существуют на практике? В реальной

жизни бизнес-планы подразделяются в зависимости от степени

детализации, субъекта и объекта планирования, конкретных целей и

задач. Современная типология содержит следующие виды

бизнес-планов:

- полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного

проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора

результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии

освоения рынка, предполагаемых результатов (объем 30-300 стр.);

- концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного

проекта - основа для переговоров с потенциальным инвестором или

партнером для выяснения степени его заинтересованности или

возможностей вовлечения в проект;

- бизнес-план компании - изложение перспектив развития

компании на предстоящий плановый период. Он может готовиться для

изложения перед советом директоров или собранием акционеров с

указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей

для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов;

- бизнес-план структурного подразделения - изложение перед

высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной

деятельности подразделения (для обоснования приоритетности,

объемов ресурсов, процента оставляемой в подразделении прибыли);

- бизнес-план как заявка на кредит - для получения на

коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора;

- бизнес-план как заявка на грант - для получения средств из

государственного бюджета или общественных фондов для решения

острых социально-политических проблем.

Из чего состоит бизнес-план? Несмотря на то, что

разновидностей бизнес-плана может быть много, современные обычаи

делового оборота уже более или менее определенно обозначили его

типовую структуру, названия и базовое содержание основных

разделов.

1. Титульный лист, где отражается наименование и адрес фирмы,

имена и адреса учредителей, местоположение фирмы, суть

предлагаемого проекта, его стоимость и ссылки на секретность.

2. Резюме (вводная часть) - основные положения проекта, цели и

задачи, новизна предлагаемой продукции (услуг), сведения об

объемах ожидаемых продаж, затратах, прибыли, оценка срока

возврата кредитов.

3. Описание товара (услуги) - потребительские свойства товара

(услуги), отличие от товаров(услуг) конкурентов, степень

защищенности патентами, технические параметры, условия

эксплуатации и т.п.

4. Стратегия маркетинга - прогноз цен, каналы сбыта, реклама,

анализ внешних и внутренних факторов реализации, анализ сильных и

слабых сторон фирмы, прогнозирование объема продаж.

5. Организационный план - организационно-функциональная

структура предприятия, штатное расписание, должностные инструкции

ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе по данному

бизнес-плану, порядок взаимодействия между службами предприятия,

потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты

труда и т. п.

6. План производства отражает производственный процесс. В этом

разделе рассчитываются: потребность в производственных мощностях

и их площадь, потребность в дополнительном оборудовании и

материальных ресурсах, структура трудоемкости продукции, издержки

производства и себестоимость производимой продукции и т. д.

Даются предложения по поставке сырья, материалов и комплектующих

изделий с полным перечнем условий (по цене, качеству,

количеству), устанавливается перечень базовых операций по

обработке и сборке, по утилизации отходов и обеспечении охраны

окружающей среды.

7. Финансовый план, который содержит прогноз доходов и

расходов, баланс денежных поступлений и платежей, сводный баланс

активов и пассивов предприятия. В данном разделе определяется

общая потребность в инвестировании и предполагаемые источники

финансирования, рассчитывается срок окупаемости проекта и график

достижения точки безубыточности, определяется потребность в

оборотном капитале и в оптимальных запасах ресурсов и т. д.

8. Оценка риска и страхование. Поэтому в грамотно изложенном

бизнес-плане обязательно присутствует оценка возможных рисков,

меры их профилактики и страхования. Наиболее часто при

бизнес-планировании используется страхование имущества, в том

числе автотранспорта, страхование ответственности перед третьими

лицами, страхование грузов.

Секреты эффективного бизнес-планирования. Во-первых, "чем

грандиознее бизнес-план, тем меньше шансов на его реализацию".

Бизнес должен стать спокойным и прогнозируемым, а значит, и

бизнес-план должен быть как минимум реалистичным. Некоторые даже

закладывают в расчеты так называемое "правило плохой погоды",

т.е. пессимистичные оценки явно преобладают над оптимистичными.

Второй секрет - жестко держать расходную часть проекта. Гибким

может быть все что угодно, но не затраты, ибо именно они делают

из рентабельных проектов нерентабельные.

Третий секрет - использовать принцип "сколь зящего

планирования". Это значит постоянно корректировать свои прогнозы

и планы. Меняются условия, цены, приоритеты. Меняются даже сами

"правила игры". Поэтому бизнес-план не может быть "мертв ым", он

должен быть "живым".

Другими словами, бизнес-планирование не должно быть разовой

акцией, а должно носить непрерывный и систематический характер.

Самая главная цель бизнес-плана, которую надо постоянно держать в

голове, - это правильно организованный поток денежных средств.

Большой секрет для любой маленькой компании - это наличие

слаженной команды управленцев, которая будет реализовывать

бизнес-проект. Именно люди, личности оживляют любую идею, делают

ее жизнеспособной. В идеале именно эти люди и должны

разрабатывать бизнес-план или, по меньшей мере, соучаствовать в

процессе его разработки. Чтобы вовремя "присвоить" все заложенные

бизнес-идеи, почувствовать их позитивные и негативные моменты,

сознательно прийти к необходимости потратить "кусок своей личной

жизни" на реализацию конкретного бизнес-плана.

Логичным будет воспользоваться существующими программными

продуктами, особенно для расчета финансовой части бизнес-планов.

Из известных программ опытные бизнес-проектировщики выбирают или

Project Expert (производитель - фирма "Проинвест консалтинг"),

или "Альт-Инвест" (фирма "Альт"), или "Аналитик" (фирма "Инэк").

Проблемы современного бизнес-планирования.

1. Отсутствие единого стандартного формата бизнес-плана

приводит к непониманию, например, между кредитным инспектором и

разработчиком (заказчиком) данного "продукта".

2. Недостаток информационного обеспечения, особенно того, что

касается внутренних финансовых норм и нормативов.

3. Огромная проблема - гарантии будущих инвесторов.

4. Высокая стоимость разработки бизнес-плана. Составление

бизнес-плана не "своими силами", а в консалтинговой фирме стоит

минимум 2000 долларов. 5. Отсутствие гарантий в получении

финансирования под бизнес-план, даже если в основе его лежит

"классная" идея, а за ним стоит "великолепная шестерка"

профессиональных менеджеров.

И все же история бизнес-планирования будет продолжаться. Это

тот "инвариант" рыночной экономики, без которой она не мыслится.

Если будет существовать бизнес, то будут рождаться и

бизнес-планы.

Доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики Ирина РОМАШОВА.

Цель создания собственного бизнеса

Знаете ли вы статистику выживаемости вновь создаваемых бизнесов? За первые три года с момента создания гибнут примерно две трети вновь созданных бизнесов. За следующие три года из числа бизнесов, выживших в первые три года, гибнет еще две трети. В результате, лишь каждый девятый из вновь создаваемых бизнесов выживает через шесть лет с момента создания.

Создаем бизнес, чтобы стать ВЛАДЕЛЬЦЕМ БИЗНЕСА

Многие бизнесы приговорены к гибели с момента своего создания просто потому, что их создавали ЗРЯ. Каждый бизнес изначально создается под реализацию какой-то идеи. Но далеко не каждая идея достаточно хороша, чтобы из нее получился жизнеспособный бизнес. Но самая гибельная для будущего бизнеса идея – идея учредителей «МЫ СОЗДАЕМ БИЗНЕС, ПОТОМУ ЧТО ХОТИМ СТАТЬ ВЛАДЕЛЬЦАМИ БИЗНЕСА».

Кто-то создает бизнес, чтобы сделать лучший ресторан итальянской кухни в городе. У этого бизнеса есть шанс на успех. Кто-то создает бизнес, чтобы производить качественную плитку и продавать ее по всей стране. И у этого бизнеса тоже есть шанс на успех.

А кто-то создает бизнес потому, что быть собственником бизнеса – это круто. Ты – сам себе хозяин, свободный человек. На тебя работают сотрудники, ты для них – великий и ужасный босс. Опять же, как поднимается твой статус в любой тусовке, когда ты представляешься как владелец собственного бизнеса – а не как жалкие наемники вокруг тебя!

В результате начинающие предприниматели спят и видят, как бы создать свой бизнес. Берут первую попавшуюся идею, которая придет им в голову. Убеждают себя, что их неизбежно ждет успех. И запускают бизнес.

«Давайте, организуем свой ежемесячный городской журнал!» В городе в этом году уже выпускались 150 городских журналов, 30 из которых обанкротились в течение последнего года. Конечно, новый ничем не примечательный журнал ждет выдающийся успех!

«Давайте, организуем свой салон сотовой связи!» В результате постоянно ужесточающейся конкуренции в бизнесе салонов сотовой связи большинство отдельно стоящих салонов закрылись еще 2-4 года назад. В наши дни конкурентоспособны только сети салонов связи, прежде всего, российского масштаба. Но конечно, новый салон на улице Чувырловке станет исключением из законов рынка и озолотит своих владельцев!

На самом деле, далеко не каждая идея (даже толковая) может реализоваться в успешный бизнес. Часто необходимо проработать и просчитать 10-20 идей для того, чтобы начать реализацию только одной из них. Более того: нет никаких гарантий, что из этой, самой лучшей идеи удастся сделать успешный бизнес. В конечном счете, вы пробуете и прилагаете все силы для достижения успеха. В одних случаях вы получаете более-менее успешный бизнес. В других случаях вы теряете силы и средства, вложенные в попытку – частично или полностью. Правда, вы в любом случае приобретаете бесценный опыт.

У вас нет гарантии успеха даже тогда, когда вы проработали много идей и выбрали самую успешную из них. Что же говорить о ситуации, когда берется первая пришедшая в голову идея и из нее пытаются соорудить бизнес? Некоторые такие попытки создания бизнеса просто порождают своим кретинизмом. При этом не всегда тот, кто создает такой бизнес – кретин. Чаще речь идет о самообмане. Человек так хочет создать свой бизнес, что сам себя убеждает в перспективности и успешности своей бизнес-идеи. Тут-то и срабатывает фундаментальный принцип убеждения: ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРОЩЕ УБЕДИТЬ В УСПЕШНОСТИ СВОЕГО БИЗНЕСА СЕБЯ, ЧЕМ УБЕДИТЬ В ЭТОМ РЫНОК.

Кроме того, многие учредители бизнеса даже не понимают, какая бизнес-идея может стать успешной, а какая – нет. Молодым энтузиастам не хватает элементарного жизненного опыта. Взрослых и более опытных людей разводят на левые бизнес-идеи их молодые и энергичные знакомые и родственники. Здесь самое опасное – если «инвестор» с деньгами, не разбирается в специфике предложенной бизнес-идеи. Например, ЧП-шница торгует на рынке и в компьютерах ничего не смыслит. Думает, что компьютеры – это круто и за ними будущее. В результате сынок, увлекающийся компьютерными играми, уговаривает маму дать денег на организацию игрового клуба. Сам сынок просаживает в игровых клубах несколько тысяч в месяц и думает, что это крутой бизнес. О том, как организовывать такой бизнес, он не знает ничего. Ни о том, как тяжело найти подходящих системных администраторов. Ни о том, что рынок уже 2 года как перенасыщен и большинство организуемых игровых клубов вылетает в трубу. Результат закономерен: мамины деньги развеиваются по ветру.

Истинная причина гибели большинства вновь организуемых бизнесов еще глубже: ЧТОБЫ ЭФФЕКТИВНО ПОСТРОИТЬ БИЗНЕС, НУЖНО САМОМУ БЫТЬ ПРОФЕССИОНИЛЬНЫМ СОБСТВЕННИКОМ БИЗНЕСА. Профессия собственника бизнеса – сложная, тяжелая и учатся ей в основном методом проб и ошибок. А если собственник бизнеса недостаточно опытен и профессионален – он может загубить любой бизнес, который у другого собственника стал бы вполне успешным.

Пример: Бывают случаи, когда собственники успешных бизнесов организуют собственные бизнесы, которые нежизнеспособны с момента рождения. Помню историю, когда владелец успешного магазина отделочно-строительных материалов организовал клуб «М.». Изначально идея была в том, чтобы сделать салон-экспозицию: помещение с роскошной отделкой, в котором можно будет показывать VIP-клиентам магазина, как можно отделать и оборудовать их квартиры и коттеджи. Но салон-экспозиция располагался далеко от магазина, и клиенты магазина туда просто не доезжали. Тогда возникла другая идея: давайте сделаем клуб предпринимателей, пропагандирующий роскошный образ жизни! Владелец свежеиспеченного клуба знал многих бизнесменов и политиков – они закупались в его магазине. Этого, по замыслу, должно было хватить для начала, а дальше подтянутся все остальные. После чего клуб будет процветать, и приносить доход владельцу. Но главное – популярность и известность владельца клуба, и уровень его связей вырастут, как на дрожжах!

Конечно, истинной причиной организации клуба была жажда его владельца показать себя, любимого. При клубе даже начал издаваться глянцевый журнал, весь забитый фотографиями владельца клуба, его подруги и друзей. Кажется, финансовую схему предприятия никто толком не просчитывал. Предполагалось, что клуб будет жить на членские взносы. Взносы были небольшими, мало кто платил деньгами, большинство - «борзыми щенками». Расходы были огромными – владелец привык жить на широкую ногу, и в бизнесе тратил деньги так же. Фактически клуб с самого начала был кормушкой для всех, кто только мог тянуть деньги с владельца. Плюс – средством саморекламы для самого владельца. Некоторое время клуб работал, журнал издавался, владелец за свой счет организовывал классные тусовки и выездные мероприятия…Потом деньги кончились. В результате клуб «М.» прекратил свое существование. А помещение было передано в аренду под казино.

Думаю, что учиться ключевым профессиональным моментам, необходимым для успешного собственника лучше в ЧУЖОМ бизнесе. В котором вы работаете по найму. Для того, чтобы стать профессиональным собственником, необходимо стать профессионалом в трех профессиях – в продажах, управлении и финансовом менеджменте. Таким образом, необходимо планировать свою карьеру так, чтобы решать серьезные практические задачи из всех трех этих областей. Но опыт в продажах, управлении и финансах еще не делает вас профессиональным собственником. Собственник должен знать и уметь то, что не знает и не умеет ни один наемный сотрудник. Поэтому разумно входить в свой первый бизнес младшим партнером. В соучредительстве с опытным главным собственником, чей стиль управления и руководства бизнесом вам нравится. Возможно, в результате вы не останетесь соучредителем в этом бизнесе. Но зато вы получите опыт, который значительно более ценен.

Кроме того, большой вопрос – действительно ли вам следует становиться владельцем бизнеса? Свой бизнес – это страшное напряжение и очень большая ответственность. Представьте, что месяц сложился не совсем удачно и вам нужно выложить на покрытие текущих убытков бизнеса 1 500 000 рублей. Из собственного кармана. И так – несколько месяцев подряд. А два ведущих сотрудника поняли, что дело пахнет керосином, и свалили от вас, прихватив свою клиентскую базу. Многие владельцы бизнеса не выдерживают этого напряжения, которое давит на вас и гробит ваши нервы каждый месяц. Сначала ломаются они, потом гибнет их бизнес.

Если же вы создаете бизнес, чтобы стать свободным человеком – это у вас не получится. В бизнесе нет более несвободного человека, чем его собственник. Любой из ваших сотрудников может уволиться от вас и пойти на другую работу. Вам же от собственного бизнеса деваться некуда. Мало того, что на вас лежит 100%-ная финансовая ответственность. Вдобавок, ваши сотрудники глядят вам в рот и каждый день ждут от вас чуда. Так вы и становитесь главным трудоголиком в собственном бизнесе. Многие известные мне владельцы бизнеса впахивают от 10 до 14 часов в день без выходных и проходных. Некоторые из них не бывают в отпусках по 5-7 лет. На какой работе по найму вы бы так напрягались? Получается, что на самом деле вы стали не столько собственником бизнеса, сколько его рабом.

Поэтому завести свой бизнес ради того, чтобы стать свободным человеком – не самая лучшая идея. Этого можно достичь совсем другими средствами – серьезно занимаясь инвестициями. Идея о том, что можно стать свободным человеком, создав свой бизнес – просто миф. Пора разобраться и с другим популярным мифом – что нужно иметь свой бизнес, чтобы зарабатывать много денег.