logo search
5062

68.Международная торговля.

Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и целесообразностью международного разделения труда (МРТ). МРТ -

это сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на

мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, в которых существует спрос на этот продукт.

В основе международной торговли лежит принцип сравнительных преимуществ. Наличие особых условий (выгодное географическое

положение, наличие редких природных ресурсов, квалификация специалистов, высокий уровень технического оснащения хозяйства и

производительности труда) дает стране определенные преимущества при производстве некоторых товаров и услуг.

Различия в относительной эффективности при производстве разных товаров в отдельных странах, позволяют извлекать выгоды от

специализации производства определенных видов товаров. Торгуя между собой, страны имеют возможность получить посредством импорта

те товары, которые не производятся в стране, приобретать их при более низких денежных расходах, чем если бы страна самостоятельно

производила данный вид продукции.

Есть ряд стран, которые торгуют сырьем и несложными видами продукции (к таким в основном относятся развивающиеся страны), что

тормозит их экономическое развитие. Однако и такие страны не лишены возможности в условиях МРТ выйти на передовые рубежи, о чем

свидетельствует опыт Тайваня Гонконга, Южной Кореи.

Промышленно развитые страны находятся в лучшем положении в области производства капиталоемких и высокотехнологических товаров.

Изменение отраслевой структуры, технологии, технический прогресс приводят к росту эффективности производства товаров в различных

странах. В последние десятилетия произошли существенные изменения в географической и отраслевой структуре экспорта. В экспорте все

больше увеличивается доля услуг и продукции обрабатывающей промышленности. В географической структуре экспорта увеличивается доля

взаимного экспорта продукции промышленно развитых стран при одновременном снижении доли развивающихся стран.

Внутренние цены не всегда способны служить мерилом эквивалентности обмена при купле-продаже на мировом рынке. Мировой рынок,

балансируя спрос и предложение, формирует свои цены, обычно в наиболее признанной, твердо конвертируемой валюте.

В основе формирования мировых цен лежит интернациональная стоимость. Мировые цены регулируются, с одной стороны, условиями

производства в странах, в которых производится основная масса товаров, поставляемых на мировой рынок, а с другой стороны, спросом и

предложением товаров на этом рынке.

В современных условиях отдельная страна практически не в состоянии производить всю необходимую ей продукцию на высоком техническом

уровне, требуемого качества.

Во многих странах 20-30 процентов производимой продукции идет на экспорт. В отдельных странах, имеющих недостаточные ресурсы, этот

показатель может достигать еще большей величины. Например, в Голландии, Бельгии 60-70 процентов продукции экспортируется. Мировой

экспорт вырос более чем вдвое, увеличившись с 2 триллионов долларов в 1980 году до более чем 4 триллионов долларов в 1994 году. Это

означает увеличение объема экспорта на 69% за восьмидесятые годы и 23% - рост за первую половину девяностых годов. Очень близки к этим

цифрам и показатели импорта.

В товарном обмене очевидна тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70% мировой торговли. Оставшаяся доля

делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в

середине этого столетия на долю сырьевых товаров приходится около двух третей экспорта. Услуги составляют почти четверть

международного торгового обмена.