logo
5062

66.Свободные экономические зоны.

В последние десятилетия получила широкое распространение новая форма внешнеэкономических отношений в виде создания на территории

страны свободных экономических зон.

СЭЗ представляет собой ограниченный район, часть территории страны, в пределах которой действует льготный режим хозяйствования и

внешнеэкономической деятельности, предприятиям предоставлена более широкая свобода экономических действий.

Правительства различных стран, создавая СЭЗ, преследуют самые разнообразные цели. К таким относятся: активизация деятельности

предприятий, расположенных на их территории; модернизация промышленности; насыщение внутреннего рынка высококачественными

товарами; развитие внешнеэкономических связей; расширение экспорта и импорта; привлечение иностранных инвестиций; освоение новых

технологий; развитие экономически отсталых районов; повышение квалификации рабочей силы и т.д.

Для СЭЗ устанавливаются специальные, облегченные таможенные, торговые режимы, предоставляется широкая свобода перемещения

капитала, товаров и специалистов, применяется льготный режим налогообложения предприятий.

СЭЗ могут располагаться как на небольшой площади, так и охватывать территорию целых областей.

В зависимости от профиля деятельности, целей создания зон и характера предоставления свободы различают следующие зоны:

свободные таможенные территории (освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров);

экспортные промышленные зоны (создаются для развития в них промышленности, производящей продукцию на экспорт);

зоны свободной торговли (характеризуются снятием ограничений на торговлю);

зоны совместного предпринимательства (предназначены для осуществления бизнеса с участием предпринимателей из разных стран);

свободные «открытые» зоны (характеризуются высокой степенью доступа в них граждан других стран для ведения экономической

деятельности);

технологические зоны (ставят своей целью развитие прогрессивных технологий);

комплексные зоны (сочетают свойства остальных).

Высокую эффективность в развитии экономики имеют небольшие зоны экспортного производства и таможенные зоны, обладающие

выгодными экономико-географическими условиями. В таких зонах предоставляются льготы для ведения хозяйства иностранным и

отечественным предпринимателям, создается необходимая производственная и социальная инфраструктура, соответствующая мировым

стандартам. Зоны этого вида создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов,

железнодорожных узлов. Такие зоны не требуют крупных финансовых и материальных ресурсов. Они способствуют повышению

эффективности внешних экономических связей.

Крупные СЭЗ ввиду значительности их территорий требуют концентрации большого объема средств, необходимых для создания там

соответствующей инфраструктуры. Поэтому реальная отдача капиталовложений в такие зоны может иметь место через продолжительное

время. _ В начале 70-х годов СЭЗ существовали уже в 10 странах. В начале 90-х годов СЭЗ существовали примерно в 70 странах, а общее

число их составило примерно 600 зон. Торговый оборот СЭЗ весьма значителен и охватил около 8 процентов объема мировой торговли.

Недостаток применяемой в России стратегии формирования свободных зон заключается в стремлении к расширению их территорий, что ведет

к снижению эффективности решения задач.

67.Международное движение капиталов.

Суть вывоза капитала заключается в том, что за рубеж переносится уже не акт реализации прибыли, заключенной в цене экспортируемых

товаров, а сам процесс ее создания. Это предопределяет экономический интерес стороны, вывозящей капитал, что, однако, сочетается с

заинтересованностью принимающей стороны в привлечении иностранного капитала. В последние годы наблюдается значительный рост

вывоза капитала. Это объясняется рядом причин.

1.Ускорение экономического роста и научно - технического прогресса требуют для своей реализации все новых капиталовложений. 2.Перенос

производства трудоемкой продукции в развивающиеся страны позволяет сужать издержки производства за счет более дешевой рабочей силы.

3.Вложение капитала в добывающие отрасли за рубежом обеспечивает постоянные источники сырья.

4.Вложение капитала в обрабатывающую промышленность развитых стран позволяет преодолевать таможенные барьеры, стоящие на пути

расширения экспорта.

5.Недостаток капитала в принимающих странах в целом или в отдельных секторах, отраслях, инфраструктуре при наличии других

благоприятных факторов.

Важную роль играют экологические факторы - перенос вредных для окружающей среды производств в развивающиеся страны.

С 70-х годов объем зарубежной продукции ТНК стал превышать объем мировой торговли. На зарубежное производство приходится четверть

ВНП промышленно развитых стран.

В экспорте прямых капиталовложений доминируют США, ЕС и Япония (примерно 4/5 общего объема вывоза и ввоза капитала. Главным

полем приложения иностранного капитала стали сами промышленно развитые страны. На развивающиеся страны приходится 30-33% новых

прямых инвестиций. Это ограничивает масштабы вовлечения развивающихся стран в процесс интернационализации производства на основе

современных требований НТР.

Направление движения капитала потеряло свою былую односторонность (из промышленно развитых стран в развивающиеся). Сейчас

движение капитала идет в обоих направлениях. Многие из стран являются одновременно экспортерами и импортерами капитала. Особенно

это характерно для взаимопроникновения американских и западноевропейских капиталов.

Увеличилась доля прямых инвестиций по сравнению с портфельными. Это свидетельствует о стремлении монополий взять полностью под

свой контроль зарубежные предприятия.

Со второй половины 60-х годов преимущественной сферой стала новейшая технология и сфера услуг.

Экспорт капитала осуществляется не только частными монополиями с целью извлечения прибыли, но и правительствами и международными

валютно-финансовыми организациями исходя из военно-стратегических и политических интересов. Государственный капитал вкладывается

за рубежом в первую очередь в инфраструктуру: строительство портов, транспорта, систем связи, тем самым создавая благоприятные условия

для вложения частных инвестиций.

Государственный капитал экспортируется в различных формах:

безвозмездные субсидии и дотации преимущественно наименее развитым странам;

государственные долгосрочные кредиты на развитие (на 25-40 лет);

государственные гарантии частных кредитов.

Для страны - экспортера ухудшается платежный баланс, хотя впоследствии (когда начнут поступать прибыли от этих вложений) платежный

баланс будет улучшаться. Экспорт капитала расширяет рынки сбыта для страны - экспортера. Но в то же время сужает рынок труда, так как

рабочие места уходят за рубеж.

Для импортера капитала его ввоз означает приток валюты, повышение занятости, внедрение новых технологий. Но в то же время теряется

контроль над отдельными секторами национальной экономики.

Выход России из экономического кризиса немыслим без привлечения иностранного капитала.